Омейяды

Total 14 Contents

МАРВАН II (ибн Мухаммад; между 684 и 692 – Бусир, Средний Египет, 6.VIII.750) — 14-й и последний халиф (744 – 750) из династии Умаййадов (ал-Амавийун). Отец – Мухаммад, сын халифа Марвана I и брат халифа ‘Абд ал-Малика, в 692 – 710 гг. гражданский наместник (вали) Арминийи (Армянское нагорье и Южный Кавказ) и Джазиры (Верхнее Двуречье), отличившийся в арабо-византийских войнах.

Created by svbs

Ал-Амавийун (или Бану Умаййа) – Умаййады (в европейской историографии Нового времени – Омейяды, или Омаяды), первая династия халифов единой мусульманской державы (660 – 750).

Created by svbs

‘УСМА̄Н (Осман) б. ‘Аффа̄н (ок. 575—656) — третий «праведный» халиф. Богатый мекканский купец из рода умаййа (омейя), один из первых последователей Мухаммада, женился на его дочери (ок. 610 г.).

Created by editor02

‘УМАР (Омар II) б. ‘Абд ал-‘Азӣз (681—720) — омейядский халиф (717—720), правнук ‘Умара I (по матери), которого средневековые мусульманские авторы единодушно считали единственным праведным халифом среди Омейядов.

Created by editor02

ас̣-С̣УФРӢЙА — суфриты, одна из трех основных хариджитских общин, возникла в Басре (Ирак) во второй половине VII в. Основателем этой общины считается Зийад б. ал-Асфар, по имени отца которого община получила название «суфриты» (суфр — мн. ч. от асфар).

Created by editor02

КАРБАЛА̄’ (Кербела, или Машхад ал-Хусайн) — город в Ираке в 102 км к юго-юго-западу от Багдада, неподалеку от р. Евфрат, на краю пустыни, место паломничества шиитов. 10 Мухаррама (т. е. в день ‘ашура’) = 10 октября 680 г. в местности Нинава, где позднее возник город, в неравном бою с четырехтысячным омейядским войском погибли третий шиитский имам ал-Хусайн б. ‘Али, его брат ‘Аббас и 70 их сподвижников.

Created by alex01-nw

ал-МУ‘ТАЗИЛА («обособившиеся», «отделившиеся»)— му‘тазилиты, представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. ‘Ата’ (ум. в 748 г.) и ‘Амра б. ‘Убайда (ум. в 761 г.).

Created by alex01-nw

ал-МУРДЖИ’А (от ирджа̄’ — «откладывание», «отсрочивание»)— мурджииты, общее название последователей различных догматических школ, «откладывавших» суждение о состоянии человека в этом мире, ставивших деяния после веры. Согласно ан-Наубахти (ум. в начала X в.), исходным моментом учения ранних М. было «откладывание» суждения о действиях человека. С низложением Омейядов вопрос о политической лояльности к ним отпал и политический аспект учения об ал-ирджа’ утратил свою актуальность. Идея ал-ирджа’ была перенесена исключительно в область догматики. Политическая позиция превратилась в догматическое учение, в котором идея ал-ирджа’ оказалась связанной с определением понятия «вера».

Created by alex01-nw

МУ‘А̄ВИЙА б. Абӣ Суфйа̄н (ок. 605—680) — первый омейядский халиф (661—680). После убийства ‘Усмана (656 г.) М. отказался признать ‘Али халифом, обвинив его в пособничестве убийцам. После убийства ‘Али М. добился отказа сына ‘Али, ал-Хасана, от притязаний на власть за огромную компенсацию и быстро распространил свою власть на весь Халифат.

Created by alex01-nw

МИНБАР (мимбар) — трибуна для проповедника в соборной мечети, стоящая справа от михраба. М. богато декорировались резьбой, инкрунстацией драгоценными породами дерева, слоновой костью и даже драгоценными камнями.

Created by alex01-nw
  • 1
  • 2
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.