накшбандийа

Total 71 Contents

РА̄БИТ̣А («связь», «узы») — технический термин суфизма, характерный для восточных суфиев. Духовная связь, которая возникает между муридом и его наставником (муршид) или «святым» (вали).

Created by editor02

ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М. явилось протестом против показной набожности и нарочитого соблюдения внешней обрядности, в которых традиционалисты видели образец проявления истинной веры. Отсюда столь значительное внимание к скрупулезным характеристикам понятия лицемерие (рийа’), под которым понимались любование своей «святостью», чрезмерный аскетизм и горделивость, порожденная успехами в аскетизме.

Created by alex01-nw

НАК̣ШБАНДӢЙА — одно из 12 материнских суфийских братств, строго суннитское по воззрениям, возводит свою духовную силсила к Абу Бакру и ‘Али б. Аби Талибу. В основе учения и практики Н. лежат идеи и взгляды Баха’ ад-дина Накшбанда, известные нам только в передаче ходжи Мухаммада Парса и отчасти ‘Ала’ ад-дина ‘Аттара.

Created by aamantserev

НАК̣ШБАНД, Баха̄’ ад-дӣн (1318—1389)—крупнейший представитель среднеазиатского суфизма XIV в, один из основателей братства накшбандийа.

Created by aamantserev

ал-ГИДЖДУВА̄НӢ (ал-Гудждува̄нӣ), хва̄джа ‘Абд ал-Х̱а̄лик̣ б. ‘Абд ал-Джамӣл (‘Абд ал-Джалӣл) — основатель самостоятельной школы среднеазиатского мистицизма, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой было впоследствии полностью воспринято основателем братства накшбандийа.

Created by admin3

ВАХ̣ДАТ аш-ШУХӮД (перс. вахдат-и шухуд; «единство свидетельства», «единство созерцания») — суфийский термин, прилагавшийся к полярным по своему содержанию мистико-философским учениям.

Created by admin3
Абд ар-Рахман-джан

‘Абд ар-Рахман-джан аулийа’, ишан саййид б. ишан Парса-хваджа (1920–12.07.1991) – ключевая фигура в истории хваджаган-накшбандийа на территории советского Таджикистана, наставник (муршид) многих религиозных и политических деятелей Республики. Почитается здесь как один из крупнейших «святых» (аулийа’) ХХ столетия, представляя для последователей идеальное воплощение «национального таджикского святого».

Created by admin
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.