накшбандийа

Total 71 Contents

ал-Кикуни — под этой нисбой известны два «святых» шайха братства накшбандийа из аварского селения Кикуни (Гергебильский район Республики Дагестан), мавзолей которых находится в Турции – Абу Мухаммад Мухаммад-хаджжи ал-Мадани б. ‘Усман ал-К. ад-Дагистани (1835-36–1913-14) и Шараф ад-дин (Шерапуддин) б. ‘Абд ар-Рашидом ал-К.

Created by aamantserev

Лутф Аллах Чусти б. Фатх Аллах (ок. 1485— 1571)— известный предводитель братства накшбандийа и политический деятель Мавараннахра. Родился в селении Чадак (в 10 км к западу от Ахсиката). Его отец получил иршад у йасавитского шайха. После окончания мадрасы в Ахсикате Л. Ч. вернулся в Чадак.

Created by Nika Budakova

‘Ишкийа — суфийское братство, члены которого были активны в Мавараннахре в ХV–ХVII вв. В полемике с последователями Накшбанда наставники ‘И. сформулировали основу и конечную цель Пути своего братства — всепоглощающая любовь к Богу (‘ишк), отвращающая сердце Путника (салик) от всего происходящего вокруг, — следствием которых стал один из основных принципов братства: личный аскетизм шайхов.

Created by aamantserev

ал-‘Илм ал-ладуни — устойчивое понятие божественного знания, разработанное и закрепившееся в исламском мистицизме. При обращении к ал-‘И. ал-л. теоретики и практики суфизма в своих сочинениях практически всегда апеллируют к цитате из Корана (18:64): «...и дали познать ему знанием от Нас».

Created by Nika Budakova

Дукчи-ишан— прозвище одного из суфийских авторитетов Ферганской долины конца XIX в. Мухаммад-‘Али (Мадали) б. Мухаммад-Сабира. Известен как предводитель Андижанского восстания 1898 г. Родился приблизительно в 1850-51 г. в селении Шахидан (под Маргиланом) в семье потомственного изготовителя веретен (дукчи, ийикчи), откуда и произошло его прозвище. В юношестве он сопровождал отца, выезжавшего в Самарканд и Бухару, где был отдан «в услужение» местным муллам и обучен основам арабской грамматики, чтению Корана и т.п. Примерно в 15-16-летнем возрасте стал муридом накшбандийского шайха Султан-хан-тура в селении Таджик (около Маргилана). Сам Д.-и. писал, что в 26 лет он получил иршад от своего пира.

Created by Nika Budakova

Ибрахим-хазрат — глава современных накшбандийских групп в Узбекистане. Родился в селении Мархамат (под Кукандом/Кокандом) в 1937 г.

Created by aamantserev

Ахрар, ‘Убайд Аллах б. Махмуд Насир аддин аш-Шаши, хваджа (Хадрат-и Ишан; 1404-1490) — признанный авторитет суфийского братства накшбандийа второй половины XV в., крупнейший политический деятель и обладатель одного из самых значительных состояний своего времени.

Created by Nika Budakova

ал-Гидждувани (ал-Гудждувани), хваджа ‘Абд ал-Халик б. ‘Абд ал-Джалил (ум. в 1180 или 1220 г.) — основатель, согласно устойчивой традиции («первый в силсиле»), самостоятельной школы мистицизма в Мавараннахре, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой впоследствии практически полностью воспринял основатель братства накшбандийа, или накшбандийа-хваджаган, Баха’ ад-дин Мухаммад Накшбанд (1318–1389).

Created by aamantserev

Гази-Мухаммад (искаж. рус. Гази-Магомед, Кази-Магома, Кази-Мулла) б. Мухаммад б. Исма‘ил ал-Гимрави (Гимринский) ал-Авари (Аварский) ад-Дагистани (1794 или 1795–1832) — первый имам Дагестана и Чечни, возглавивший освободительное движение горцев против русского завоевания под лозунгами распространения шари‘ата и джихада (отсюда его лакаб гази — «воитель за веру»).

Created by aamantserev

Ваххабиты Северного Кавказа — общее название сторонников радикально-реформаторского движения в суннитском исламе, сложившегося в регионе в 70-90-е годы XX в. Этимологически и идейно название В. связано с именем Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба (1703–1787), выступившего в Аравии с призывом к возрождению норм первоначального ислама и ставшего эпонимом фундаменталистского толка (араб. ал-ваххабийа).

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.