КА̄ХИН — прорицатель. В предисламской Аравии— человек, в состоянии транса якобы общавшийся с божеством или его посланником — ангелом или джинном. Кочевые и оседлые племена, отдельные лица просили К. вызвать откровения по поводу различных решений, которые им предстояло принять. Речи К. в трансе— бессвязное бормотание или ритмизованная рифмованная проза (садж‘) — часто нуждались в его же собственных толкованиях.
КА̄ТИБ — пишущий, переписчик, писатель, писец-чиновник. Первоначально К.— грамотные люди, которые записывали откровения Мухаммада, его распоряжения и письма. По мере роста сложной и разветвленной системы управления в мусульманском государстве К. называли чиновников на разных ступенях бюрократической иерархии.
К̣А̄РӮН—коранический персонаж, современник Мусы, самонадеянный богач, библейский Корей (Числа, 16). В Коране он назван среди погубленных Аллахом врагов Мусы рядом с Фир‘ауном и Хаманом.
КАРА̄МА (мн. ч. кара̄ма̄т) — сверхъестественное деяние (харик ли-л-‘ада), совершаемое мусульманским «святым» (вали). К.— производное от корня КРМ — «быть щедрым, великодушным». Этим подчеркивался пассивный, «дарованный» характер К. по сравнению с му‘джиза — чудом, публично совершаемым пророком в подтверждение своей миссии,— где упор делался на «неподражаемость».
К̣АЛБ — сердце. Значение термина К. для мусульманского богословия и в особенности мистицизма определилось частотностью и спецификой его употребления в Коране и хадисах.
ал-КАЛА̄БА̄ДӢ (или ал-Кала̄ба̄зӣ), Абӯ Бакр Мухаммад б. Исха̄к ал-Бух̱а̄рӣ (ум. в 990 или 995 г.) — ханафитский факих, автор одного из самых известных ранних систематических трудов по мистицизму на арабском языке. Из написанных им пяти или шести сочинений до нас дошли два: краткий и невыразительный комментарий этического характера на некоторые хадисы Пророка— Ма‘ани ал-ахбар и ат-Та‘арруф ли-мазхаб ахл ат-тасаввуф — одно из сочинений, являющихся основными при изучении мусульманского мистицизма первых трех веков ислама.
ал-К̣А̄’ИМ— термин шиитской догматики, обозначающий ожидаемого члена «семьи Пророка» (А̄л Мухаммад), который должен подняться (ка’им) против незаконной власти и восстановить на земле справедливость. В вере в ал-К. нашла отражение иудейско-христианская идея ожидаемого мессии.
ИТТИХ̣А̄Д — «соединение», «слияние». В мусульманском богословии термин И. наряду с хулул употреблялся в двух значениях: а) соединение божественной и человеческой природы (иттихад ал-лахут би-н-насут), в этом значении он ассоциировался с христианскими доктринами «воплощения»; б) соединение души или сердца мистика с божеством в момент мистического экстаза (ваджд).
ал-КА‘БА (Кааба; «куб») — главное святилище ислама, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы (кибла). Ежегодное паломничество к ней — один из главных элементов исламского ритуала (хаджж, ‘умра). Считается земным воплощением ал-К., находящейся на небесах.
ал-ИСРА̄’ ва-л-МИ‘РА̄ДЖ («ночное путешествие и вознесение») — ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса, один из основных сюжетов мусульманского религиозного предания.