СӢРА (мн. ч. сийар; «дорога», «путь», «образ жизни») — особый жанр ранней мусульманской историографии, жизнеописание основателя ислама Мухаммада.
ТА’ВӢЛ («возвращение к истоку, к началу») — метод рационалистического или символико-аллегорического толкования Корана или сунны. Термин Т. взят из Корана, где в восьми случаях он, по мнению комментаторов, означает «толкование сна» (та‘бир ар-ру’йа, сура 12), а в девяти остальных — «исход», «последствие» (‘акиба). Вероятно, противопоставление Т. тафсиру — историко-филологическому и законоведческому комментарию, основанному на традиции, возникло не сразу и не было абсолютным.
Т̣АВА̄Ф («обход», «хождение вокруг») — хождение вокруг ал-Ка‘бы. Обряд Т. перешел в ислам из джахилийской практики (давар). Согласно традиции, основные правила Т. были изложены Мухаммадом во время «прощального хаджжа» в 632 г.
ас̣-С̣АЛА̄Т (перс. намаз) — каноническая молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама.
САЙЙИД — вождь, господин, глава. В доисламской Аравии — представитель племенной аристократии, вождь племени.
САДЖА̄Х̣ — в мусульманском предании — лжепророчица, одна из тех, кто, подражая Мухаммаду, объявил себя тоже посланником бога и побудил часть принявших ислам арабов отпасть от новой религии.
ал-К̣УР’А̄Н («чтение вслух, наизусть»; под влиянием сир. кериана—«чтение священного текста», «назидание») — Коран, главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме «пророческих откровений» главным образом в Мекке и Медине между 610 и 632 гг.
ар-РИДДА («отступничество») — движение племен Аравии в 632—633 гг., после смерти Мухаммада, против власти халифа. Мусульманская историческая традиция называет это движение отступничеством от ислама.
ap-PAX̣MĀH (Милостивый) — одно из имен Аллаха (см. ал-асма’ ал-хусна), обычно употребляющееся в басмале вместе с ар-Рахим — Милосердный.
РАМАД̣А̄Н (перс, тюрк, рамазан) — девятый месяц мусульманского лунного календаря, месяц поста (ас-саум).