МАЗА̄Р («место, которое посещают») — объект паломничества, обычно — могила мусульманского «святого».
ал-МАДЖӮС (авест. maguš, греч. μαγος, сир. magūšā—«маг») в мусульманской традиции— собирательное название приверженцев зороастризма, древней религии, основанной Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-перс., н.-перс., араб. Зардушт) на рубеже II—I тысячелетий до н. э.
ал-МА‘А̄Д («возвращение») — будущая жизнь, жизнь после конца света (в некоторых аспектах синоним- ал-ахира). Понятие ал-М. включает в себя конец света (ас-са‘а), воскресение умерших (ал-кийама), суд Аллаха над людьми (йаум ад-дин, ас-су’ал), поселение людей в аду (джаханнам) и раю (ал-джанна). Представление об ал-М.— один из главных догматов ислама.
НАК̣ШБАНДӢЙА — одно из 12 материнских суфийских братств, строго суннитское по воззрениям, возводит свою духовную силсила к Абу Бакру и ‘Али б. Аби Талибу. В основе учения и практики Н. лежат идеи и взгляды Баха’ ад-дина Накшбанда, известные нам только в передаче ходжи Мухаммада Парса и отчасти ‘Ала’ ад-дина ‘Аттара.
НАК̣ӢБ (мн. ч. нук̣аба̄’; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — термин, широко употреблявшийся в практике религиозно-политических движений и конфессиональных общин ислама.
Набӣ̄ (мн. ч. анбийа̄’, набӣйӯн) — пророк, человек, «которому говорит Аллах», тот, кто получает от бога откровение. В Коране — одно из главных обозначений Мухаммада наряду с расул («посланник»); особо характерно для мединского периода.
ал-БУРА̄К̣ («блистающий») — имя верхового животного, на котором Мухаммад совершил упоминаемое в Коране (17:1) «ночное путешествие» из Мекки в Иерусалим (ал-исра’).
БАХ̣ӢРА̄ — персонаж мусульманских преданий о жизни Мухаммада, христианский монах из сирийского города Бостры, якобы узнавший в мальчике Мухаммаде будущего пророка.
АХЛ ас̣-С̣УФФА (или ас̣х̣а̄б ас̣-с̣уффа; «обитатели навеса») — бедные сподвижники Мухаммада, не имевшие в Медине пристанища и жившие под навесом мечети у дома Мухаммада, некоторые из них прислуживали ему.
АХЛ ал-КИТА̄Б («люди Писания») — в Коране категория людей, занимающих, по религиозному признаку, промежуточное положение между верующими в Аллаха, мусульманами, и неверующими и язычниками.