муфтий

Total 16 Contents

Хусаинов (Хусайнов), Мухаммад-джан (Мухамеджан) (1756-1824)— видный религиозный и государственный деятель, председатель (муфтий) ОМДС. Родом из Уфимского уезда (ныне Кармаскалинский район Республики Башкортостан).

Created by Nika Budakova

Казахстан — государство в Центральной Азии. Площадь К., занимающего лесостепные, степные и полупустынные пространства от Волги и Урала до Алтая, — 2,7 млн. кв. км (девятое место в мире). На севере граничит с Западной Сибирью, на юге — с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном.

Created by aamantserev
ЦДУМ

ЦДУМ — Центральное духовное управление мусульман России, европейских стран СНГ — религиозное управление мусульман, преемник Духовного магометанского закона собрания (с 1796 г. — Оренбургского, в 1846–1917 гг. — ОМДС), учрежденного указом Екатерины II и открытого в 1789 г. в г. Уфе.

Created by aamantserev

Сулейманов, Габдулвахид (‘Абд ал- Вахид, 1786–1862, Уфа) — религиозно-политический деятель, муфтий ОМДС. Родился в Стерлитамакском уезде Уфимского наместничества. Высшее религиозное образование получил в мадрасе селения Каргалы (Сеитовский посад) Оренбургского уезда.

Created by aamantserev
Первая соборная мечеть в Уфе

ОМДС — Оренбургское магометанское духовное собрание — государственно-религиозное учреждение, созданное по указу Екатерины II от 22 сентября 1788 г. с целью контроля над мусульманской духовной элитой и дальнейшего использования официальных исламских институтов в проведении государственной политики среди мусульманского населения как внутри России, так и за ее пределами.

Created by aamantserev
Крым

Крым — полуостров, омываемый водами Черного и Азовского морей, площадь — 25,5 тыс. кв. км. Коренное население К. — крымские татары (къырымтатар), караимы (къырымкарайлар), крымчаки (кърымчахлар). Население — 2 152 000 человек. Крымские татары составляют 12%, русские— 55, украинцы— 23, другие национальности — 10% (1999 г.). В К. проживает около 300 тыс. мусульман.

Created by aamantserev

Восточная Европа. В Европе от Урала до Карпат основной ареал распространения ислама охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, включая степную зону. Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И поныне значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население.

Created by aamantserev

Габдрахимов (‘Абд ар-Рахим), Габдессалям (‘Абд ас-Салам, 1765–1840, Уфа) — религиозно-политический деятель, муфтий ОМДС. Высшее духовное образование получил в мадрасе селения Каргалы (Сеитовский посад) Оренбургского уезда.

Created by aamantserev

Ваххабиты Северного Кавказа — общее название сторонников радикально-реформаторского движения в суннитском исламе, сложившегося в регионе в 70-90-е годы XX в. Этимологически и идейно название В. связано с именем Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба (1703–1787), выступившего в Аравии с призывом к возрождению норм первоначального ислама и ставшего эпонимом фундаменталистского толка (араб. ал-ваххабийа).

Created by aamantserev
ал-Булгари, ал-Утыз-Имяни, ‘Абд ар-Рахим б. ‘Усман, Утыз Имяни

ал-Булгари (ал-Утыз-Имяни), ‘Абд ар-Рахим б. ‘Усман (1754–1835) — шайх братства накшбандийа, ханафитский ученый и поэт Волго-Уральского региона. Родился в селении (авыл) Утыз-Имян в Татарии. Оставшись сиротой в юном возрасте, учился в мадрасе при второй мечети в селении Каргалы (под Оренбургом) у Валида б. Мухаммада ал-Амина ал-Каргали.

Created by aamantserev
  • 1
  • 2
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.