ан-НАЗ̣З̣А̄М, Абӯ Исх̣а̄к̣ Ибра̄хӣм б. Саййа̄р (ум. в 835-36’ или 845 г.) — видный представитель басрийской школы му‘тазилизма. Труды ан-Н. не сохранились, наиболее достоверные сведения о его взглядах содержат сочинения его ученика ал-Джахиза.
ан-НАДЖЖА̄Р, ал-Х̣усайн б. Мух̣аммад (род. в Куме, ум. ок. 845 г.) — известный богослов, последователей которого называли наджжаритами или хусайнитами. Как свидетельствуют мусульманские доксографы, в одних вопросах ан-Н. сходился с му‘тазилитами, разойдясь с суннитами, в других — наоборот.
аз-ЗАМАХ̱ШАРӢ, Мах̣мӯд б. ‘Умар Абӯ-л-К̣а̄сим (1075—1144) — богослов-му‘тазилит, законовед ханафитского толка, филолог и литератор.
ал-ДЖУББА̄‘Ӣ, Абӯ ‘Алӣ Мух̣аммад б. ‘Абд ал-Вахха̄б (850—915) — глава басрийских му‘тазилитов, отчим и учитель ал-Аш‘ари.
ВА̄С̣ИЛ б. ‘АТ̣А̄’, Абӯ Х̣уз̱айфа ал-Г̣азза̄л (699— 748) — один из основоположников му‘тазилизма.
БИШР б. ал-МУ‘ТАМИР, Абу Сахл ал-Хила̄лӣ (ум. после 825 г.) — арабский поэт и богослов, глава одной из му‘тазилитских школ в Багдаде.
ал-АШ‘АРӢЙА — аш‘ариты, название одной из основных школ калама, видными представителями которой были ал-Аш‘ари (IX в.), ал-Бакиллани (IX-Х в.), Ибн Фурак (IX-Х в.), Абу Исхак ал-Исфара'ини (IX-Х в.), ‘Абд ал-Кахир ал-Багдади (IX-Х в.), ал-Джувайни (Х в.), аш-Шахрастани (X-XI в.) и Фахр ад-дин ар-Рази (XI-XII в.).
АХ̣МАД б. Х̣АНБАЛ, Абӯ ‘Абдаллах (780—855) — эпоним-основатель религиозно-политического движения и догматико-правовой школы ханбалитов.
‘AМP б. ‘УБАЙД (699—761) — мусульманский ученый, некоторые средневековые авторы именно с ним связывали возникновение му‘тазилизма.
‘АК̣ӢДА (мн. ч. ‘ак̣а̄’ид) — убеждение, воззрение, «символ веры», кредо. Особый род мусульманской богословской литературы, появившийся в VIII веке, в период активного сложения догматико-правовой системы ислама.