Мистицизм

Total 131 Contents

Башкирия — территория Предуралья и склонов гор Южного Урала, коренное население которой представляют башкиры (самоназвание — башкорт). Площадь Б.— 143,6 тыс. кв. км, наседение— 3 млн. 964тыс. человек (1989 г.), из них собственно башкиры — 936 тыс.

Created by aamantserev

ал-Басира (араб.; перс, басират) — один из ключевых терминов мусульманской теологии, философии и мистицизма, означающий внутреннее духовное видение. В этом значении термин дважды упомянут в Коране (12:108; 75:14). Ожесточенные споры вокруг понятия «внутреннее духовное видение» начались между представителями различных школ и направлений ислама уже со второго века хиджры и были связаны с вопросом возможности видения неантропоморфизируемого (в отличие от христианства, где данная проблема не стояла так остро) Бога в этом или потустороннем мире.

Created by aamantserev

Абу Са‘ид Майхани (Михани, Михни), Фадл Аллах б. Аби-л-Хайр Ахмад (967-1049)— один из создателей восточной (хорасанской) школы мистицизма. А. С. М. родился в семье аптекаря в Майхане (селение под г. Абивардом, ныне — Меана Каахкин- ского района Республики Туркменистан), там же и умер. Его отец был связан с суфийскими кругами; он же и приобщил А. С. М. к мистической практике. На одном из суфийских собраний А. С. М. был представлен поэту Абу-л-Касиму Бишру б. Йасину (ум. в 990 г.), который стал первым его наставником в суфизме и стихи которого А. С. М. постоянно цитировал впоследствии в своих проповедях и наставлениях.

Created by Nika Budakova

Ниса (араб., «женщина») — псевдоним поэтессы-мистика Аимнисы (1879–1966), дочери муллы Ибрахим-хваджи. Родилась в кишлаке Урта Ак-масджид (недалеко от г. Куканд (Коканд) Фарганской обл., Узбекистан). Начальное образование получила в семье, у матери Айдиннисы. Овладела искусством каллиграфии, что редко кому из женщин удавалось. Открыла у себя в доме начальную школу для девочек и, продолжая дело матери, стала обучать их грамоте, одновременно давая им и религиозное образование.

Created by Nika Budakova

Халифá Худайдад — архитектурный ансамбль в Бухаре, носящий имя шайха братства йасавийа, Худайдада б. муллы Таш-Мухаммада ‘Азизана ал-Бухари (ум. в 1800 г.).

Created by aamantserev

Халифá Нийаз-кули (или Чхар-минар — «Четыре минарета») — ‎архитектурный ансамбль в Бухаре в восточной части Хисар-и нау на ‎территории квартала Мехтар Анбар. Завершён в 1806-1807 г. ‎

Created by aamantserev

Халватийа — одно из 12 «материнских» суфийских братств, зародившееся в Азербайджане в XIV в. Сама Х. возникла как ответвление братства сухравардийа.

Created by aamantserev

Фатхабад — мемориально-культовый ансамбль. В XIII в. в местности Фатхабад в 1,5 км от восточных стен Бухары, вблизи Каршинских ворот была основана и до XVIII в. функционировала суфийская обитель (завийа) братства кубравийа (ныне вошла в городскую черту), основанная Сайф ад-дином Бахарзи.

Created by aamantserev

ал-Фаргaни Са‘ид ад-дин Мухаммад б. Ахмад, в персоязычной литературе называемый так же Са‘ид-и Фаргани (ум. между 1292 и 1301 гг.), — выдающийся представитель суфийской школы Мухйи ад-дина Ибн ал-‘Араби (1165–1240), автор нескольких значительных сочинений по теоретическому суфизму.

Created by aamantserev

Уч йуз алтмыш (туркм. «Триста шестьдесят») — мусульманская святыня и одноимённое древнее кладбище в центре г. Куня-Ургенч (Туркменистан), расположенные на месте гибели Наджм ад-дина ал-Кубра и его 360 учеников, вставших на защиту Гурганджа от монголов.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.