ал-Х̣АЛЛА̄ДЖ, Абӯ-л-Мугӣс̱ ал-Х̣усайн б. Манс̣ӯр (ок. 858—922) — выдающийся суфий, казненный за свои проповеди.
Х̱А̄КСА̄Р— суфийское братство, выделившееся в самостоятельную ветвь, видимо, из джалалийа-сухравардийа (основано в Северной Индии саййидом Джалал ад-дином Хусайни в середине XIV в.) на рубеже XVIII в. и вобравшее в себя ряд групп и общин братств хайдарийа (мирхайдарийа) и каландарийа, а также последователей различных ветвей ни‘маталлахийа. Учение X. чрезвычайно эклектично, в нем четко прослеживаются напластования взглядов тех братств и их ветвей, которые рассматриваются X. как его предшественники. X. не создало какой-либо самостоятельной теоретической доктрины.
Х̣АЙДАРӢЙА (х̣айдарӣ) — общее название трех суфийских и шиитских групп, функционировавших в Иране и сопредельных странах в средние века и новое время. 1. Весьма значительная суфийская группа (та’ифа, гурух, джама‘а), появившаяся в Хорасане в конце XII в. и принявшая название по имени основателя — шайха Кутб ад-дина Хайдара Зава’и (ум. в 1221 г., похоронен в Заве, названном Турбат-и Хайдари). 2. Другое название — мирхайдари. Шиитское (имамиты) братство, появившееся в конце XIV — начале XV в. в Иране и широко распространившееся по всей стране. Основатель-эпоним — Султан Мир Хайдар Туни (ум. в Тебризе в 1427 г.). 3. Община «крайних» шиитов (гулат), возникшая среди части туркменских племен, кочевавших в Анатолии, Сирии и Азербайджане, в 60-х годах XV в. и считавших себя муридами и последователями Хайдара б. Джунайда.
ФАНА̄’ (от глагола фанийа—«исчезать», «прекращаться»)— суфийский термин, возводимый к кораническому стиху 55:26, означающий [само]уничтожение, «стирание» личностных качеств и атрибутов, замену их божественными. Ф. почти неизменно употребляется со своим коррелятом бака̄’— «пребывание в божестве».
ФАЙД — излияние, эманация. Термин, принятый в мусульманской богословской и философской литературе для обозначения процесса порождения (как правило, трехступенчатого) вселенной из божественного источника (ср. судур). Учение о Ф. восходит к неоплатоновским эманационным доктринам, как они изложены в арабских переводах сочинений Плотина, Прокла, Порфирия.
ат-Т̣ӮСТАРӢ, Абӯ Мух̣аммад Сахл б. ‘Абдалла̄х (ок. 818—896) — ранний суфийский экзегет и мыслитель. Приписываемые ат-Т. сочинения (их насчитывают около десятка) представляют собой, в сущности, записи его высказываний, проповедей, комментариев к отдельным кораническим отрывкам, сделанные его учениками. Аллегорически истолковывая текст Корана, ат-Т. высказал ряд положений, которые сыграли большую роль в формировании суфийской гносеологии, космогонии и психологии.
ат-ТИДЖА̄НӢЙА — влиятельное североафриканское суфийское братство, возникшее в конце XVIII в.
ат-ТАС̣АВВУФ — суфизм, мистико-аскетическое течение в исламе.
Т̣АРӢК̣А (мн. ч. т̣урук̣; «дорога», «путь») — метод мистического познания Истины. В значении «путь» (тарик) встречается в Коране (46:29/30). В историческом аспекте Т. как технический термин суфизма претерпел значительную эволюцию.
ас-СУХРАВАРДӢЙА — суфийское братство, сложившееся в конце XII—начале XIII в. в Ираке в рамках месопотамской школы арабского мистицизма, хотя большая часть ее создателей не были арабами. Согласно традиции, ас-С.— одно из 12 материнских братств в мусульманском мистицизме, строго суннитское (шафи‘итского мазхаба), возводило духовную силсила от Зийа’ ад-дина Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди (1097—1168) к ‘Али б. Аби Талибу через Ахмада ал-Газали (ум. в 1126 г.) и ал-Джунайда ал-Багдади (ум. в 910 г.).