ас-Сам‘аиийа — династия ученых Марва/Мерва, пять поколений которой за два столетия (XI–XII вв.) внесли весомый вклад в мусульманскую науку и религию. Наиболее ранний представитель этого дома — Мухаммад б. ‘Абд ал-Джаббар Абу Мансур ас-Сам‘ани (ум. в 1058 г.), факих-ханафит, мухаддис, толкователь Корана, лексикограф, грамматик, автор известных в свое время сочинений.
Мусалла Марва находилась близ г. Байрам-Ал и Марыйской области (Туркменистан), в 200 м к западу от стен Султан-Калы, городища средневекового Марва/Мерва, на территории западного рабада. Памятник практически не сохранился, по археологическим данным, относится к первой трети XII в.
Белуджи — ираноязычная этническая группа (самоназвание балоч, араб. балуджи), проживающая в Марыйской области Туркменистана. По данным местной администрации, общая численность Б. Туркменистана достигает 25 000 чел. (1989 г.). Большинство Б. живет в Пакистане (свыше 6 млн. чел.), Иране (ок. 1 млн.) и Афганистане (ок. 0,1 млн.).
Абу Са‘ид Майхани (Михани, Михни), Фадл Аллах б. Аби-л-Хайр Ахмад (967-1049)— один из создателей восточной (хорасанской) школы мистицизма. А. С. М. родился в семье аптекаря в Майхане (селение под г. Абивардом, ныне — Меана Каахкин- ского района Республики Туркменистан), там же и умер. Его отец был связан с суфийскими кругами; он же и приобщил А. С. М. к мистической практике. На одном из суфийских собраний А. С. М. был представлен поэту Абу-л-Касиму Бишру б. Йасину (ум. в 990 г.), который стал первым его наставником в суфизме и стихи которого А. С. М. постоянно цитировал впоследствии в своих проповедях и наставлениях.
Хᴮаджа ‘Абд Аллах (Ходжа Абдаллах, туркм. Hoja Abdylla, Bureýda-babá) — мазар в 2 км к северо-востоку от аэропорта современного г. Мары (Туркменистан). Представляет собой мавзолей-чартак классического типа миниатюрных размеров (в плане 3,8х3,8м) с монументальной эпиграфикой, опоясывающей стены и арки. В конце ХХ в. оказался замурованным в «рубашку» из современного кирпича, фланкирован двумя отдельно стоящими маленькими минаретами и огорожен по периметру прямоугольного двора (15х30 м) высоким забором, причём весь двор перекрыт металлическим навесом — всё очень грубой работы, лишь оттеняющей изящество спрятанного таким образом древнего памятника.
Султан Санджар — одно из наиболее крупных и почитаемых святых мест Туркменистана и выдающийся историко-архитектурный памятник. Расположен в восточной части Республики на всемирно известном городище Старого Мерва близ современного г. Байрамали. Название этого комплекса связано с именем Санджара (1086–1157) — последнего султана Салджукской империи.
Кыз-биби-2 — мазар на территории западного предместья сельджукской части Мерва (городище Султан-кала) в Марыйском вилайате Туркменистана. Представляет собой чартак — кубовидное купольное сооружение домонгольского периода, раскрытое по осям арочными проёмами. Археологическая расчистка памятника осуществлена в 1965–1966 гг. Во время одного из капитальных ремонтов, возможно в позднем средневековье, сырцовый памятник снаружи был одет в рубашку из жжёного кирпича, а три арочных проёма заложены, оставлен открытым только восточный. Таким он запечатлён на многих старых фотографиях. Купол обрушился в 1-й четверти ХХ в. и заново сложен в 1993–1994 гг., когда весь мавзолей был реконструирован; вновь раскрыты арочные проёмы, но сохранены в оригинале большие фрагменты стен интерьера, включая угловые сырцовые тромпы.
Ахмад Замчи — культовый комплекс близ ворот Фирузи на территории западного предместья сельджукской части Мерва (городище Султан-кала) в Марыйском вилайате Туркменистана.
Мавзолей асхабов — комплекс сооружений на территории городища Султан-кала, сельджукской части Мерва (Марыйский вилайат, Туркменистан).
‘Азиз-хваджа б. мулла Мухаммад-Наби-хваджа, ишан по прозвищу Хазрат-и Пир (1888–1976) — накшбандийский шайх из влиятельного рода саййидов Марва/Мерва, после смерти почитаемый святым (вали/валий).
- 1
- 2