медресе

Total 46 Contents

Восточная Европа. В Европе от Урала до Карпат основной ареал распространения ислама охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, включая степную зону. Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И поныне значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население.

Created by aamantserev

Дамулла (кит. да — «большой», «великий» + араб, маулана, сокр. форма мулла — «наш господин») — словосочетание, использовавшееся в XVIII-XIX вв. сначала в восточной, затем и в западной части Центральной Азии для обозначения преподавателя начального (мактаб) и среднего мусульманского учебного заведения (мадраса). В Волго-Уральском регионе так величали учителя, получившего образование в Бухаре.

Created by Nika Budakova
Медресе Галия

Галийа (араб, ‘алийа — «высшая»)— первое высшее мусульманское учебное заведение (мадраса) университетского типа в Башкирии. Открыто в октябре 1906 г. при Соборной мечети второго прихода г. Уфы по инициативе и под руководством известного педагога и богослова Зии Камали с целью подготовки религиозных и светских руководителей мусульманских общин с высшим образованием.

Created by aamantserev

Апанаевская Мадраса (известна также под названием Приозерная, а с начала XX в. — Касимийа, по имени последнего имама. Второй соборной мечети) — одно из старейших учебных заведений Казани. Становление А. М. восходит к 70-м гг. XVIII в., когда в Казани была выстроена вторая каменная мечеть (Апанаевская) и учрежден новый мусульманский приход со своим собственным учебным заведением.

Created by Nika Budakova
Апанаев, Габдулла

Апанаев, Габдулла (‘Абд Аллах б. ‘Абд ал-Карим ... б. Апанай, 1862-1919) — татарский религиозный и общественный деятель, просветитель, публицист. Его по праву признают одним из основателей первой мусульманской политической партии в России Иттифак ал-муслимин («Согласие мусульман») и разработчиком ее программных документов.

Created by Nika Budakova

Башкирия — территория Предуралья и склонов гор Южного Урала, коренное население которой представляют башкиры (самоназвание — башкорт). Площадь Б.— 143,6 тыс. кв. км, наседение— 3 млн. 964тыс. человек (1989 г.), из них собственно башкиры — 936 тыс.

Created by aamantserev
Галимжан Баруди

ал-Баруди (Галеев, Галиев), ‘Алим-джан б. Мухаммад-джан, известный в русскоязычной литературе как Галимджан Баруди (1857–1921) — видный татарский общественный и религиозный деятель-новатор, педагог-просветитель. Родился в деревне Малые Ковали (Кече Ковал) в семье мелкого торговца.

Created by aamantserev

Хауз-и нау («Новый водоём») — архитектурный ансамбль в Бухаре на территории Хисар-и нау, в районе Джуйбара, в конце Хийабана. Название квартала (гузар) в XVI в. — ‘Абд ал-‘Азиз-хан, более позднее, сохранявшееся до 20-х гг. ХХ в., — Хауз-и нау.
Ансамбль состоит из трёх разновременных сооружений: мечети, мадрасы и водоёма (хауз). Основной строительный материал — жжёный кирпич.

Created by Nika Budakova

Хаст Имам (Хазрат Имам) — мемориально-культовый и архитектурный ансамбль в Ташкенте (древн. Бинкат). Сложился у захоронения известного теолога, факиха-шафи‘ита и мухаддиса Мухаммада б. ‘Али Абу Бакра ал-Каффала аш-Шаши (904–976), в местности, орошаемой арыком Кайкаус (в X в. — часть северного пригорода шахристана Бинката — рабад-и дахил, позднее — северо-восточный район г. Сибзар).

Created by Nika Budakova

Ханисламов Галлямутдин (‘Аллам ад-дин, 1875–?) — религиозный и общественный деятель, публицист. Родился в сел. Верхне-Узовка Самарской губернии в семье муллы. Воспитывался в семье известного оренбургского имама и издателя М.Хусаинова и обучался в его мадрасе (мадраса Хусаинова), по окончании которой получил должность имам-хатиба первой мечети Оренбурга (с 1906 г.). При помощи своего наставника X. Г. учреждает журнал Дин вэ ма‘ышат («Религия и жизнь») — в ноябре 1907 г. он получает свидетельство Оренбургского губернского правления на занятие должности редактора (журнал издавался с 1908 по 1917 г.).

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.