медресе

Total 46 Contents
Али Каяев

Каяев, Али (1878–1943) — один из крупных мусульманских педагогов и просветителей Дагестана конца XIX — первой половины XX в. Родился в лакском селении Кумух (иначе Гази-Гумук) Лакского округа Дагестана в семье свободного общинника (уздень), по профессии оружейника.

Created by aamantserev

Мактаб (араб.; перс.-тадж., тюрк.-татар. мектеб — букв. «место, где пишут») — начальная школа обучения детей, существовавшая в Средней Азии, Поволжье, Крыму и в других регионах компактного расселения мусульман (до 30-х гг. XX в.) за счет религиозно-благотворительных пожертвований (вакфов) и пожертвований родителей учащихся.

Created by Nika Budakova

Ляби (Лаб-и) Хауз — один из крупнейших архитектурных ансамблей (ХVI-ХVII вв.) Бухары, расположенный в восточной части Хисар-и нау, или Хисар-и бирун (Нового города), и вытянутый в широтном направлении вдоль торговых улиц. Композиционным центром является большой хауз, по сторонам которого— две мадрасы и ханака, возведенные из жженого кирпича.

Created by Nika Budakova
Каргалы

Каргалы — крупнейший комплекс коранических школ в дореволюционном Башкортостане. Первое исламское учебное заведение (мадраса) в Каргалинской слободе (с 1784 г. — Сеитовский посад) возникло при соборной мечети в 1746 г., через год после основания казанскими купцами во главе с Сагитом Хаялиным этого торгового предместья в 18 верстах от г. Оренбурга на берегу р. Каргала. С ростом слободы как одного из значительных российских центров торговли с восточными странами при солидной поддержке мусульманского купеческого капитала там возникли новые мадрасы.

Created by aamantserev
Иж-Бобья

Иж-Буби — приходская школа (мадраса) в селе Иж-Бобья (Иж-Бобино, Татарстан), открытая в 1881 г. Габдулгаллямом б. Нигматулла Нигматуллиным (Буби). Новый этап в истории сельской мадрасы начался в 1895 г. и был связан с педагогической деятельностью детей имама — Губайдуллы Буби (1865- 1938), Габдуллы Буби (1871–1922) и Мухлисы Буби (1869–1937).

Created by aamantserev
Зынджырлы медресе

Зынджырлы (Зинджирли) мадраса — один из самых известных памятников крымско-татарской архитектуры, расположенный в урочище Салачик у подножия мыса Бурунчак близ Бахчисарая (Крым). Высшее мусульманское учебное заведение, построенное и учрежденное ханом Менгли-Гиреем I около 1500 г.

Created by aamantserev

Восточная Европа. В Европе от Урала до Карпат основной ареал распространения ислама охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, включая степную зону. Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И поныне значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население.

Created by aamantserev

Дамулла (кит. да — «большой», «великий» + араб, маулана, сокр. форма мулла — «наш господин») — словосочетание, использовавшееся в XVIII-XIX вв. сначала в восточной, затем и в западной части Центральной Азии для обозначения преподавателя начального (мактаб) и среднего мусульманского учебного заведения (мадраса). В Волго-Уральском регионе так величали учителя, получившего образование в Бухаре.

Created by Nika Budakova
Медресе Галия

Галийа (араб, ‘алийа — «высшая»)— первое высшее мусульманское учебное заведение (мадраса) университетского типа в Башкирии. Открыто в октябре 1906 г. при Соборной мечети второго прихода г. Уфы по инициативе и под руководством известного педагога и богослова Зии Камали с целью подготовки религиозных и светских руководителей мусульманских общин с высшим образованием.

Created by aamantserev

Апанаевская Мадраса (известна также под названием Приозерная, а с начала XX в. — Касимийа, по имени последнего имама. Второй соборной мечети) — одно из старейших учебных заведений Казани. Становление А. М. восходит к 70-м гг. XVIII в., когда в Казани была выстроена вторая каменная мечеть (Апанаевская) и учрежден новый мусульманский приход со своим собственным учебным заведением.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.