медресе

Total 46 Contents
Пои Калан

Пои (По-йи) Калан («подножие Великого») — архитектурный ансамбль, состоящий из пятничной мечети Калан (XV в., 1514 г.), минарета Арслан-хана (1127-1129), мадрасы Мир-и ‘Араб (1527-1536-37) и мадрасы амира ‘Алим-хана (1914-15).

Created by Nika Budakova
Хусаиниййа

Хусайнийа (1) — первое в Оренбургском крае высшее мусульманское учебное заведение ‎‎(мадраса), организованное на основе новейших по тем временам достижений мировой ‎педагогической науки. Официально открыто в январе 1891 г. в Оренбурге по инициативе и на ‎средства татарских купцов — братьев Ахмад-бая (1837-1906), Гани-бая (1839-902) и ‎Махмуда (1839-1910) Хусайновых и названо в их честь. По некоторым данным, мадраса ‎фактически существовала с 1889 г.

Created by editor05

Худжра (араб., «комната»)— термин, который в центральноазиатском регионе в советский период использовали для обозначения нелегального способа религиозного обучения, появившегося вследствие планомерного закрытия традиционных мусульманских школ (мактаб, мадраса).

Created by Nika Budakova

Усул-и джадид (араб.-перс., «новый метод»)— звуковой метод обучения грамоте, давший название (джадидийа) реформаторскому движению на рубеже ХIХ–ХХ вв. среди тюркских мусульманских народов Российского Востока. Движение началось в 80-е гг. в сфере школьного образования введением нового метода обучения грамоте в начальных (мектеб), средних и высших (мадраса) школах.

Created by aamantserev
Усманов Хайрулла

Усманов, Хайрулла (Хайр Аллах б. Усман б. Тимербулат ал-Уфави, 1848–1907) — известный в Урало-Поволжском регионе религиозный деятель и педагог-просветитель.

Created by aamantserev
Усманийа

Усманийа — первое в Башкирии реформированное высшее мусульманское учебное заведение (мадраса), официально открытое в 1887 г. при Первой соборной мечети г. Уфы. Основателем и преподавателем был Хайрулла Усманов (1848–1907) — имам-проповедник (ахун) первого городского прихода. Впоследствии эта мадраса была названа в его честь.

Created by aamantserev
Стерлитамакская мадраса

Стерлитамак — город, где находилась Стерлитамакская мадраса — известное мусульманское учебное заведение в дореволюционном Башкортостане. Точная дата открытия неизвестна. Действовала при Второй соборной мечети г. Стерлитамака (Уфимская губерния). С. м. закрылась в первые годы советской власти.

Created by aamantserev

Стерлибашево — село в Башкирии, где находилась Стерлибашевская мадраса — знаменитое мусульманское религиозное учебное заведение дореволюционной России. Открылась в начале XVIII в. (в архивных документах встречается дата 1720 г.) в с. Стерлибаш. Имела целью подготовку руководителей исламских учреждений и общин.

Created by aamantserev
Сенная мечеть

Сенная мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры татар, положивший начало распространению нового типа мечетей с минаретом в торце здания. Двухэтажное кирпичное здание построено в 1849 г. на средства братьев Юнусовых по завещанию их отца. Реконструирована в 1990–1995 гг.

Created by aamantserev

Расулийа — известная новометодная школа (мадраса) при Пятой соборной мечети г. Троицка. Основана в 1884 г. на средства казахского бая Алтынсарина знаменитым башкирским шайхом, имамом-хатибом и мударрисом Зайнуллой Расулевым.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.