мазхаб

Total 35 Contents

НИЗАМ АЛ-МУЛК (почётное прозвание-лакаб; настоящее имя – Абу ‘Али ал-Хасан ибн ‘Али ат-Туси; 10.IV.1018, Радкан, или 1019/20, Ноукан, близ Туса, – 14.X.1092, Сахна, близ Нехавенда), государственный деятель.

Created by svbs

ал-‘Аййаши, Мухаммад б. Мас‘уд Абу-н- Надр ал-‘Аййаши ас-Сулами ас-Самарканди (ум. ок. 932 г.) — теолог, факих, крупнейший представитель самаркандской школы ученых-шиитов.

Created by Nika Budakova

aш-ША̄ФИ‘ӢЙА—шафи‘иты, последователи мазхаба, основанного на рубеже VIII—IX вв. имамом Мухаммадом аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.). Мазхаб Ш. эклектичен, т. к. сложился под сильнейшим влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности.

Created by Nika Budakova

аш-ША̄ФИ‘Ӣ, Абӯ ‘Абдалла̄х Мух̣аммад б. Идрӣ̄с (767—820) — факих, мухаддис, основатель мазхаба. Родился в Газзе (Палестина) в семье военачальника, курайшита. В младенчестве осиротел, и мать перевезла его в Мекку к знатным родственникам отца. Здесь он постоянно находился среди выдающихся ученых-богословов, знатоков языка, хадисов и фикха, таких, как Муслим аз-Занги (ум. в 796 г.) и Суфйан б. ‘Уйайна (ум. в 811г.). В возрасте 20 лет он переехал в Медину, чтобы учиться у Малика б. Анаса.

Created by Nika Budakova

аш-ША‘РА̄НӢ (или аш-Ша‘равӣ), ‘Абд ал-Вахха̄б б. Ах̣мад (1493—1565)—популярный египетский суфий и богослов. Уроженец селения Сакийат Аби-Ша‘ра, аш-Ш. возводил свой род (по -видимому, необоснованно) к тлемсенским правителям из династии Зийанидов и далее к алиду Мухаммаду б. ал-Ханафии.

Created by Nika Budakova

ал-Х̱А̄С̣С̣А (мн. ч. ал-х̱ава̄с̣с̣) — религиозно-социальный термин, обозначающий в широком смысле «избранные», знать, элита в противоположность ал-‘А̄ММА (мн. ч. ал-‘ава̄мм) — простонародье, массы, «толпа».

Created by alex01-nw

Х̣АРА̄М («запретное»; синоним махзур)—1. Поступки, являющиеся греховными и запретными (противоположное халал). 2. X. в семейно-брачных отношениях обозначает лиц, брак с которыми невозможен в принципе. 3. Пища и питье, являющиеся запретными. 4. Запреты на игры и музыкальные развлечения. 5. Комплекс запретов, налагаемых на паломника во время хаджжа.

Created by alex01-nw

ал-Х̣АНА̄БИЛА— ханбалиты, сторонники одного из четырех канонизированных суннитских мазхабов, названного по имени основателя-эпонима Ахмада б. Ханбала.

Created by alex01-nw

аш-ШАЙБА̄НӢ, Абӯ ‘Абдаллах’ Мухаммад б. ал-Хасан (749—805) --- факих, один из кодификаторов мусульманского права. Родился в Васите (Ирак) в семье маула. С 14 до 18 лет посещал занятия Абу Ханифы, затем некоторое время учился у Абу Йусуфа.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.