Архитектурный ансамбль Баха’ ад-дин, расположенный в 10 км к северо-востоку от Бухары, в Каср-и ‘арифан, возник у мазара этого суфия. Он складывался на протяжении пятисот лет, но о его ранней истории известно очень мало. Первые строения у мазара Б. ад-д. появились, вероятно, вскоре после смерти суфия.
Кэшэне (тюрк. «усыпальница», «мавзолей») — архитектурное сооружение из камня или кирпича над могилами знатных людей в средневековых исламских государствах. Урал является северной окраиной распространения К., встречающихся также в Средней Азии и Казахстане.
ал-Кикуни — под этой нисбой известны два «святых» шайха братства накшбандийа из аварского селения Кикуни (Гергебильский район Республики Дагестан), мавзолей которых находится в Турции – Абу Мухаммад Мухаммад-хаджжи ал-Мадани б. ‘Усман ал-К. ад-Дагистани (1835-36–1913-14) и Шараф ад-дин (Шерапуддин) б. ‘Абд ар-Рашидом ал-К.
Макбара (араб. «кладбище», от кабр — могила; синоним перс. гуристан, от гур — могила)— место захоронения, намогильная постройка, усыпальница, мавзолей. До принятия ислама основная часть населения Средней Азии исповедовала зороастризм, который категорически запрещал погребение человека в землю, дабы тело не оскверняло ее.
Магтым мээззем — «святое» место в низовьях Сумбара у селения Магтым-Кала Гаррыгалинского этрапа (района) Туркменистана. Связано с захоронением одного из известных средневековых суфиев, считающегося главой и патроном-покровителем гыллы магтымов— основной ветви магтымов, входящих в число овляд (араб. аулад — «дети», «потомки»), так называемых святых групп у туркмен.
Лаух (араб.-перс.)— 1) доска, дощечка, которой пользовались ученики начальных школ при обучении письму; 2) намогильная плита (каменная или мраморная) в мавзолеях и мазарах; 3) в Средней Азии Л. — складная подставка (деревянная или металлическая) для чтения книг.
Занги-ата (Зенги-ата, Зенги-баба; тюрк., занги — «черный», «смуглый»; ата, ота, баба — «отец», «дед», обращение к старшему по возрасту, уважаемому человеку) — известный среднеазиатский «святой», считающийся последователем Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166–67 г.). Настоящее имя неизвестно. В некоторых преданиях ему приписываются имена Ай-хваджа или Имин-бабá.
Дана-ата — святилище на территории Балханского велаята (области), в 110 км к северо-востоку от Небит-Дага, в одном из горных ущелий Большого Балхана, в 10 км южнее селения Ак-Куи. Святилище обследовалось нами в 1957, 1967 и 1970 гг. В тот период оно представляло собой поврежденный временем каменно-кирпичный средневековый мавзолей-гробницу (в форме шести- или семигранника) с пятью большими нишами и входом с восточной стороны. С юга к нему примыкала состоявшая из двух комнат полуразрушенная пристройка из дикого камня, значительно более позднего времени, которая, очевидно, служила жильем для смотрителя, а может быть, помещением для приема паломников и их ночных (во сне) «общений» со «святыми».
Гул-и сурх (перс.-тадж., «красный цветок», «красная роза») — доисламский (древнеиранский) праздник, который отмечается в Средней Азии и поныне. Он празднуется примерно через десять дней после Науруза и приходится на время бурного цветения тюльпанов, красных маков и роз.
Восточный мавзолей в Булгарском городище (г. Булгар, Татарстан) — семейная усыпальница знатного булгарского рода, памятник булгарской монументальной архитектуры золотоордынского периода. Построен на рубеже XIII–XIV вв. напротив восточного фасада Соборной мечети в период завершения ее второй реконструкции. В начале XVIII в. В. М. был превращен в русскую церковь Св. Николая.
- 1
- 2