Лутф Аллах Чусти б. Фатх Аллах (ок. 1485— 1571)— известный предводитель братства накшбандийа и политический деятель Мавараннахра. Родился в селении Чадак (в 10 км к западу от Ахсиката). Его отец получил иршад у йасавитского шайха. После окончания мадрасы в Ахсикате Л. Ч. вернулся в Чадак.
ал-Касани, ‘Ала’ ад-дин Абу Бакр б. Мас‘уд б. Ахмад (1110–1191) — один из крупнейших мавараннахрских факихов-ханафитов своей эпохи. Родился в г. Касан (северная часть Ферганской долины), учась в Самарканде, написал комментарий к сочинению своего учителя. В странах Ближнего Востока данный комментарий был признан одним из лучших сочинений по фикху.
‘Ишкийа — суфийское братство, члены которого были активны в Мавараннахре в ХV–ХVII вв. В полемике с последователями Накшбанда наставники ‘И. сформулировали основу и конечную цель Пути своего братства — всепоглощающая любовь к Богу (‘ишк), отвращающая сердце Путника (салик) от всего происходящего вокруг, — следствием которых стал один из основных принципов братства: личный аскетизм шайхов.
ал-Исхакийа — исхакиты, одна из ветвей кайсанитов, при знавших имамат сына ‘Али от ханафитки Мухаммада б. ал-Ханафии. После смерти последнего (ум. в Медине в 701 г.) часть кайсанитов стала проповедовать идею «возвращения» в качестве мессии (ал-махди) самого Мухаммада б. ал-Ханафии, другие ожидали прихода мессии из его потомства.
ал-Мурджи’а (араб., «откладывающие суждение», синоним асхаб ал-ирджа’) — мурджииты, общее название категории мусульман, обособившихся нейтралистской позицией в оценке борьбы за власть в раннем исламе, позже — ряд догматических школ, идентифицировавших веру (иман) исключительно со словесным признанием (икрар, или тасдик би-л-каул) ислама независимо от поступков (‘амал) человека.
ал-МА̄ТУРӢДӢ, Абӯ Манс̣ӯр Мух̣аммад б. Мух̣аммад ал-Х̣анафӣ ас-Самарк̣āндӣ (870—944) — Основатель школы в каламе, последователи которой назывались матуридитами (ал-матуридийа). Учение ал-M. получило распространение преимущественно среди ханафитов Мавераннахра.
ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М. явилось протестом против показной набожности и нарочитого соблюдения внешней обрядности, в которых традиционалисты видели образец проявления истинной веры. Отсюда столь значительное внимание к скрупулезным характеристикам понятия лицемерие (рийа’), под которым понимались любование своей «святостью», чрезмерный аскетизм и горделивость, порожденная успехами в аскетизме.
МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило в мечетях и в частных домах, а также в гостиницах (хан), библиотеках, больницах.
- 1
- 2