Центральная Азия — обширные территории от берегов Каспийского моря на западе до Маньчжурии на востоке. На значительной части земель получил распространение ислам. В первую очередь речь идет о центральноазиатских республиках (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), на территории которых проживают ираноязычные таджики, тюркоязычные казахи, каракалпаки, киргизы, туркмены, узбеки и уйгуры.
ас-Сам‘аиийа — династия ученых Марва/Мерва, пять поколений которой за два столетия (XI–XII вв.) внесли весомый вклад в мусульманскую науку и религию. Наиболее ранний представитель этого дома — Мухаммад б. ‘Абд ал-Джаббар Абу Мансур ас-Сам‘ани (ум. в 1058 г.), факих-ханафит, мухаддис, толкователь Корана, лексикограф, грамматик, автор известных в свое время сочинений.
ар-Рабгузи, Бурхан ад-дин б. Насир ад-дин (род. примерно в сер. XIII в.) — автор одной из первых тюркоязычных (чагатайских) версий «Сказания о пророках». Биографических сведений о нем сохранилось немного. Некоторое время он занимал должность кади в хорезмском селении Рабат-угузи, по которому и получил свою нисбу.
Мухаммад Кази, Мухаммад б. Бурхан аддин ал-Мискин ас-Самарканди (ок. 1451— 1516)— крупнейший представитель братства накшбандийа в Мавараннахре. Родился в г. Ахсикате, по преданию, происходил из семьи касанских саййидов.
Накшбандийа — суфийское братство, получившее это название по имени Баха’ ад-дина Накшбанда (1318–1389). Одно из 12 материнских братств, строго суннитское по воззрениям, возводит свою силсилу, с одной стороны, к Абу Бакру (духовная связь с Пророком), а с другой — к ‘Али б. Аби Талибу (физическая свзяь).
Муса-хан хваджа-йи Дахбиди, Муджад-диди б. Мухаммад ‘Иса-хан хваджа-йи Дахбиди (ок. 1700— 1776-77)— основоположник муджаддидийа — ветви накшбандийа в Мавараннахре, потомок (в 7-м колене) Махдум-и А‘зама (ум. в 1542 г.). Родился в селении Дахбид (в 15 км к северу от Самарканда), учился в самаркандской Мадрасе Тиллакари, по окончании которой вместе с отцом уехал в селение Карнак (недалеко от Хисара) к своему дяде Мухаммад Риза Хисари Карнаки— видному шайху братства кубравийа в Хисаре.
Кулал (или Кулар; перс, «гончар», «горшечник»), саййид амир (ок. 1281–1370) — один из духовных авторитетов (шайх) суфийской школы хваджаган, шестой в цепи духовной преемственности (силсила) этой школы. Имел четырех заместителей (халифá) — в соответствии с традицией хваджаган — и 114 последователей (асхаб). Насколько известно, не оставил никаких собственных сочинений.
Коран Байсунгура — список Корана (араб. ал-Кур’ан), изготовленный примерно в 1400–1405 гг. по приказу Тимура (1370–1405) каллиграфом ‘Умаром ал-Акта‘ и исполненный почерком мухаккак. Размер текста составлял 177υ101 см. По свидетельству историков, на каждой странице было по 7 строк, а длина строки составляла один зар‘ (около 50 см).
Махдум-и А‘зам («Величайший Господин»), саййид Ахмад Хваджаги б. Джамал ад-дин Касани Дахбиди (1464-1542) — крупнейший политический и религиозный деятель Мавараннахра, предводитель братства накшбандийа. Родился в г. Касане (в 30 км к северу от Ахсиката).
ал-Каффал (араб., «изготовитель замков»), Мухаммад б. ‘Али Абу Бакр ал-Каффал ал-Кабир аш-Шаши (904–976, Шаша, совр. Ташкент) — известный теолог, факих, мухаддис, с именем которого шафи‘итская традиция связывает распространение шафи‘итского мазхаба в Мавараннахре.
- 1
- 2