‘АХД — завет, клятвенное обещание, наказ, обет, договор. В Коране ‘ахд— устойчивое понятие, обозначающее завет Аллаха людям и обет людей перед Аллахом. Христианские Ветхий завет и Новый завет по-арабски называются ал-‘Ахд ал-‘атик и ал-‘Ахд ал-джадид.
АС̣Х̣А̄Б ал-УХДӮД («люди рва») — кораническое выражение. «Убиты будут владетели рва, огня, обладающего искрами. Вот они сидят над ним и созерцают то, что творят с верующими» (К. 85:4—7). Обычно это место толкуют как отражение казней христиан йеменского города Наджрана в 513 г. н. э.
АС̣Х̣А̄Б ар-РАСС («люди ар-Расса», «люди колодца») — некий древний народ, упоминаемый в Коране дважды рядом с ‘адитами и самудянами как пример людей, которых Аллах пытался наставить на путь истинный.
АС̣Х̣А̄Б ал-К̣АХФ — коранические персонажи («обитатели пещеры») — юноши, проспавшие по воле Аллаха много лет в пещере, где укрылись от врагов.
ал-АСМА̄’ ал-Х̣УСНА̄ («прекрасные имена») — имена-эпитеты, которыми Коран приказывает называть Аллаха.
‘АМА̄ЛӢК̣ (ед. ч. ‘имла̄к̣) — в мусульманском предании один из древних народов. Название происходит от библейских амалекитян, но прилагается к этническим группам разных легендарных циклов.
АЙЙӮБ — коранический персонаж, один из праведных «слуг Аллаха», пророк, соответствующий библейскому Иову, чью историю Коран упоминает в назидание неверующим среди примеров того, что Аллах в конце концов помогает тем, кто на него полагается и предан ему.
А̄ЙА (мн. ч. а̄йа̄т; «знак», «чудо»; по-русски употребляется в форме айат) — наименьший выделяемый отрывок коранического текста, «стих» Корана. Исходное значение термина айа в Коране — «чудо», «знамение» (см., например, 33:34; 3:48/43). В этом значении термин айа стал передавать и один из аспектов понятия «откровение» наряду с терминами сура, ал-кур’ан, ал-хадис, ал-китаб и др.
А̄ЗАР — коранический персонаж, отец Ибрахима (Авраама) (6:7-4), которого тот призвал отказаться от поклонения идолам, но он не внял.
‘АДЛ («справедливость», «порядочность») — категория нравственной оценки личности, предполагающая справедливость и правдивость. В Коране ‘адл рассматривается как одно из качеств Аллаха, воздающего равной мерой как за добро, так и за зло. Однако ‘адл Аллаха — это справедливость высшая, недоступная пониманию человека, поэтому он может обращаться к Аллаху только за милостью, но не за справедливостью.