Коран

Total 228 Contents
Абыстай
3 года Ago

Отин (узб.) — чтица молитв и религиозных стихов; учительница, женщина-носительница религиозного знания и посредница в его передаче. Основная функция О. — руководство религиозными собраниями, декламация на них Корана, чтение молитв, определенных ритуальных текстов, а также религиозных стихов из среднеазиатской поэзии.

Created by aamantserev
Кори

Кори (тадж.; тюрк. кары, от араб. кари’, мн.ч. курра’) — особая категория служителей мусульманского культа, чтецы Корана. Выучивая наизусть весь Коран (или разные его части), К. читает его при совершении различных обрядов. Обычно К. становились слепые или люди с плохим зрением, дабы чтением Корана зарабатывать на жизнь.

Created by aamantserev

Коран Байсунгура — список Корана (араб. ал-Кур’ан), изготовленный примерно в 1400–1405 гг. по приказу Тимура (1370–1405) каллиграфом ‘Умаром ал-Акта‘ и исполненный почерком мухаккак. Размер текста составлял 177υ101 см. По свидетельству историков, на каждой странице было по 7 строк, а длина строки составляла один зар‘ (около 50 см).

Created by aamantserev

Мактаб (араб.; перс.-тадж., тюрк.-татар. мектеб — букв. «место, где пишут») — начальная школа обучения детей, существовавшая в Средней Азии, Поволжье, Крыму и в других регионах компактного расселения мусульман (до 30-х гг. XX в.) за счет религиозно-благотворительных пожертвований (вакфов) и пожертвований родителей учащихся.

Created by Nika Budakova

Лаух (араб.-перс.)— 1) доска, дощечка, которой пользовались ученики начальных школ при обучении письму; 2) намогильная плита (каменная или мраморная) в мавзолеях и мазарах; 3) в Средней Азии Л. — складная подставка (деревянная или металлическая) для чтения книг.

Created by Nika Budakova

Искандар-пошшо (тадж.-перс. пошшо — «правитель») — популярный в Средней Азии «святой», которого называют Румийским, т. е. Александром Македонским. Ряд ученых связывают И.-п. с кораническим персонажем — Искандаром Зу-л-Карнайном, которому Аллах дал великую власть и «путь ко всему» (Коран, 18:83(84)).

Created by Nika Budakova

ал-‘Илм ал-ладуни — устойчивое понятие божественного знания, разработанное и закрепившееся в исламском мистицизме. При обращении к ал-‘И. ал-л. теоретики и практики суфизма в своих сочинениях практически всегда апеллируют к цитате из Корана (18:64): «...и дали познать ему знанием от Нас».

Created by Nika Budakova

ал-‘Аййаши, Мухаммад б. Мас‘уд Абу-н- Надр ал-‘Аййаши ас-Сулами ас-Самарканди (ум. ок. 932 г.) — теолог, факих, крупнейший представитель самаркандской школы ученых-шиитов.

Created by Nika Budakova

Абызы (абыз, абыз-ага, вероятно от араб. хафиз — «знающий Коран наизусть») — участники широкого общественно-религиозного движения среди татар в ХVI–XVIII вв. А. выступали за сохранение исламских традиций и образования в условиях изолированных сельских мусульманских общин. Движение не представляло собой единой централизованной силы, было связано с «народным исламом» и ориентировано прежде всего на максимальную изоляцию от официальных властей. В идеологии движения доминировало представление об имаме, как автономно избираемом главе мусульманской общины.

Created by Nika Budakova

Хаст Имам (Хазрат Имам) — мемориально-культовый и архитектурный ансамбль в Ташкенте (древн. Бинкат). Сложился у захоронения известного теолога, факиха-шафи‘ита и мухаддиса Мухаммада б. ‘Али Абу Бакра ал-Каффала аш-Шаши (904–976), в местности, орошаемой арыком Кайкаус (в X в. — часть северного пригорода шахристана Бинката — рабад-и дахил, позднее — северо-восточный район г. Сибзар).

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.