Отин (узб.) — чтица молитв и религиозных стихов; учительница, женщина-носительница религиозного знания и посредница в его передаче. Основная функция О. — руководство религиозными собраниями, декламация на них Корана, чтение молитв, определенных ритуальных текстов, а также религиозных стихов из среднеазиатской поэзии.
Кори (тадж.; тюрк. кары, от араб. кари’, мн.ч. курра’) — особая категория служителей мусульманского культа, чтецы Корана. Выучивая наизусть весь Коран (или разные его части), К. читает его при совершении различных обрядов. Обычно К. становились слепые или люди с плохим зрением, дабы чтением Корана зарабатывать на жизнь.
Коран Байсунгура — список Корана (араб. ал-Кур’ан), изготовленный примерно в 1400–1405 гг. по приказу Тимура (1370–1405) каллиграфом ‘Умаром ал-Акта‘ и исполненный почерком мухаккак. Размер текста составлял 177υ101 см. По свидетельству историков, на каждой странице было по 7 строк, а длина строки составляла один зар‘ (около 50 см).
Мактаб (араб.; перс.-тадж., тюрк.-татар. мектеб — букв. «место, где пишут») — начальная школа обучения детей, существовавшая в Средней Азии, Поволжье, Крыму и в других регионах компактного расселения мусульман (до 30-х гг. XX в.) за счет религиозно-благотворительных пожертвований (вакфов) и пожертвований родителей учащихся.
Лаух (араб.-перс.)— 1) доска, дощечка, которой пользовались ученики начальных школ при обучении письму; 2) намогильная плита (каменная или мраморная) в мавзолеях и мазарах; 3) в Средней Азии Л. — складная подставка (деревянная или металлическая) для чтения книг.
Искандар-пошшо (тадж.-перс. пошшо — «правитель») — популярный в Средней Азии «святой», которого называют Румийским, т. е. Александром Македонским. Ряд ученых связывают И.-п. с кораническим персонажем — Искандаром Зу-л-Карнайном, которому Аллах дал великую власть и «путь ко всему» (Коран, 18:83(84)).
ал-‘Илм ал-ладуни — устойчивое понятие божественного знания, разработанное и закрепившееся в исламском мистицизме. При обращении к ал-‘И. ал-л. теоретики и практики суфизма в своих сочинениях практически всегда апеллируют к цитате из Корана (18:64): «...и дали познать ему знанием от Нас».
ал-‘Аййаши, Мухаммад б. Мас‘уд Абу-н- Надр ал-‘Аййаши ас-Сулами ас-Самарканди (ум. ок. 932 г.) — теолог, факих, крупнейший представитель самаркандской школы ученых-шиитов.
Абызы (абыз, абыз-ага, вероятно от араб. хафиз — «знающий Коран наизусть») — участники широкого общественно-религиозного движения среди татар в ХVI–XVIII вв. А. выступали за сохранение исламских традиций и образования в условиях изолированных сельских мусульманских общин. Движение не представляло собой единой централизованной силы, было связано с «народным исламом» и ориентировано прежде всего на максимальную изоляцию от официальных властей. В идеологии движения доминировало представление об имаме, как автономно избираемом главе мусульманской общины.
Хаст Имам (Хазрат Имам) — мемориально-культовый и архитектурный ансамбль в Ташкенте (древн. Бинкат). Сложился у захоронения известного теолога, факиха-шафи‘ита и мухаддиса Мухаммада б. ‘Али Абу Бакра ал-Каффала аш-Шаши (904–976), в местности, орошаемой арыком Кайкаус (в X в. — часть северного пригорода шахристана Бинката — рабад-и дахил, позднее — северо-восточный район г. Сибзар).