ЛУК̣МА̄Н — коранический персонаж, древний мудрец. В Коране его именем названа 31-я сура, где сказано, что Аллах даровал Л. мудрость, а далее цитируются его наставления сыну, которому завещано не придавать Аллаху сотоварищей, верить во всемогущего Аллаха, молиться, побуждать к благому, удерживать от плохого, терпеть превратности судьбы, не гордиться и не хвастаться, быть скромным даже в походке и в речи, ибо «ведь самый неприятный из голосов — конечно, голос осла» (31:12/11 —13/12, 16/15—19/18).
ал-КИРА̄’А («чтение», «рецитация») — рецитация отдельных частей или всего текста Корана в ритуальных целях.
Составление «официального» текста, вытеснившего вскоре все другие списки, ознаменовало первый шаг в возникновении «науки рецитации Корана» (‘илм ал-К.), ставшей впоследствии одним из важнейших направлений мусульманской филологии и богословия.
ал-К̣ИЙА̄С («аналогия») — суждение по аналогии, одна из категорий независимого суждения ар-ра’й, ведущий принцип рационалистического исследования правовых вопросов. Ал-К.— сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по его примеру. Этот метод, в основе которого лежит логика Аристотеля, широко использовался римско-византийскими юристами. Применительно же к исламскому богословско-правовому комплексу он был разработан Хаммадом б. Аби Сулайманом (первая половина VIII в.) и его учеником Абу Ханифой (699—767).
ал-ЛАУХ̣ ал-МАХ̣ФӮЗ̣ — «хранимая скрижаль». Согласно Корану (85:22), это небесный прототип всех священных писаний, на котором записано все, что было на земле и что произойдет в будущем.
КА̄ХИН — прорицатель. В предисламской Аравии— человек, в состоянии транса якобы общавшийся с божеством или его посланником — ангелом или джинном. Кочевые и оседлые племена, отдельные лица просили К. вызвать откровения по поводу различных решений, которые им предстояло принять. Речи К. в трансе— бессвязное бормотание или ритмизованная рифмованная проза (садж‘) — часто нуждались в его же собственных толкованиях.
К̣А̄РӮН—коранический персонаж, современник Мусы, самонадеянный богач, библейский Корей (Числа, 16). В Коране он назван среди погубленных Аллахом врагов Мусы рядом с Фир‘ауном и Хаманом.
ЙӮСУФ — коранический персонаж, праведник (сиддик) и пророк, библейский Иосиф.
ЙӮНУС — коранический персонаж, пророк, библейский Иона, называемый также сахиб ал-хут («спутник кита») и зу-н-нун («тот, кто с рыбой»); его именем названа одна из сур Корана (10).
ЙАХӮД — иудеи. Термин появляется в Коране в мединский период, означает иудеев — современников Мухаммада или иудеев вообще, обычно стоит рядом с насара (христианами) (3:67/60; 5:18/21, 82/85; 9:30 и др.).
ЙАХ̣ЙА̄ — коранический персонаж, пророк и благочестивый человек, сын Закарии, евангельский Иоанн Креститель.