С̣ИРА̄Т̣ (арабизированное лат. strata; «путь») — в Коране это слово встречается свыше сорока раз в значении «прямой (правильный) путь» (ас-сират ал-мустаким; см. 2:142/136, 6:126, 7:16/15 и др.).
ат-ТАКБӢР — произнесение молитвенной формулы Аллаху акбар («Аллах — велик!»). Ат-Т. входит в призыв (азан) на молитву (салат), в ходе нее повторяется пять раз и множество раз во время дополнительных молитв. Он произносится и тогда, когда по мусульманским правилам режут скот, мясо которого предназначено в пищу.
ТАДЖАЛЛӢ (мн. ч. таджаллӣйа̄т) —«богоявление», манифестация божества в мире. В Коране встречается только глагольная форма таджалла («явился») в эпизоде, повествующем о явлении бога горе, в результате чего она «обратилась в прах» (7:143/139).
С̣ӢГА (сокр. от с̣ӣгат ‘ак̣д ал-к̣ур’а̄н; «форма», «формальность») — 1. Обряд формального заключения брака, производимый обычно во время свадебного торжества (‘урс, валима). 2. Временный брак, то же, что и мут‘а, заключаемый на оговоренный, иногда очень короткий срок с условием выплаты содержания в течение него и вознаграждения после его окончания. 3. Фиктивный брак, заключаемый при необходимости сделать дозволенным пребывание посторонней женщины в чужом доме.
ас̣-С̣АУМ (перс, рузе, тур.-татар, ураза; синоним сийам) — пост, одно из пяти основных обязательных предписаний ислама. Ас-С., установлен Мухаммадом в 624 г. и восходит к доисламской практике благочестивого уединения (ал-и‘тикаф).
ат-ТАДЖВӢД—орфоэпическое чтение Корана нараспев; правила такого чтения и соответствующая кораническая дисциплина (‘илм ат-Т.). Ат-Т. издревле стал исполнительским искусством, которым владеют в основном профессиональные чтецы-декламаторы (кари', мн. ч. курра’) и которое передается из поколения в поколение; простейшим его элементам учат также в начальных школах и мадраса.
ТА’ВӢЛ («возвращение к истоку, к началу») — метод рационалистического или символико-аллегорического толкования Корана или сунны. Термин Т. взят из Корана, где в восьми случаях он, по мнению комментаторов, означает «толкование сна» (та‘бир ар-ру’йа, сура 12), а в девяти остальных — «исход», «последствие» (‘акиба). Вероятно, противопоставление Т. тафсиру — историко-филологическому и законоведческому комментарию, основанному на традиции, возникло не сразу и не было абсолютным.
Т̣АВА̄Ф («обход», «хождение вокруг») — хождение вокруг ал-Ка‘бы. Обряд Т. перешел в ислам из джахилийской практики (давар). Согласно традиции, основные правила Т. были изложены Мухаммадом во время «прощального хаджжа» в 632 г.
ТАВАККУЛ (от глагола таваккала — «уповать», «полагаться на кого-либо») — термин коранического происхождения, обозначающий предание себя божественной воле, в частности отказ от добывания средств к существованию в расчете на то, что пошлет Аллах. Практика Т. была широко распространена среди мусульманских аскетов (зуххад) и суфиев. Основываясь на кораническом материале, они связывали Т. с верой (иман), поскольку, по их мнению, лишь истинно уверовавший в Аллаха способен отказаться от забот, связанных с повседневной жизнью, ради служения ему и размышлений о. нем.
С̣А̄ЛИХ̣ («благочестивый») — коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к народу самуд (также асхаб ал-Хиджр — «обитателям ал-Хиджра», на севере Хиджаза).