калам

Total 56 Contents

ас-СУХРАВАРДӢ, Шиха̄б ад-дӣн Йах̣йа̄ ал-Мак̣тӯл (ок. 1155—1191) — персидский философ-мистик, создатель учения о «восточном озарении» (ал-ишрак, отсюда его почетный титул Шайх ал-ишрак).

Created by editor02

ас̣-С̣ИФА̄ТӢЙА — сифатиты, общее название признающих «божественные атрибуты» (сифат Аллах, или ас-сифат).

Created by editor02

ас̣-С̣ИФА̄Т (ед. ч. сифа; «свойства», «качества», «характеристики») — термин, впервые введенный му‘тазилитами для обозначения «божественных атрибутов».

Created by editor02

С̣ИРА̄Т̣ (арабизированное лат. strata; «путь») — в Коране это слово встречается свыше сорока раз в значении «прямой (правильный) путь» (ас-сират ал-мустаким; см. 2:142/136, 6:126, 7:16/15 и др.).

Created by editor02

ас-СА̄ЛИМӢЙА— школа богословов и суфиев, последователей Сахла ат-Тустари, существовавшая в Басре в X—XI вв. Ее основал Абу ‘Абдаллаx Мухаммад Ибн Салим (ум. в 909 г.) — ближайший сподвижник ат-Тустари.

Created by editor02

ал-КУШАЙРӢ, Абӯ-л-К̣а̄сим ‘Абд ал-Карӣм б. Хаваза̄н (986—1072) — хорасанский богослов и суфий, автор классического суфийского трактата ар-Рисала фи ‘илм ат-тасаввуф. Ал-К. приписывают от 20 до 30 сочинений по разным отраслям мусульманской науки: эгзегеза (2 тафсира), хадисы, теория и практика суфизма. Наибольшим авторитетом и влиянием пользовалось его ар-Рисала фи ‘илм ат-тасаввуф, которое служило и служит пособием для суфиев.

Created by alex01-nw

ар-РА̄ЗӢ, Фах̮р ад-дӣн ‘Абдалла̄х б. Мух̣аммад (1149—1209) — видный представитель аш‘аритского калама.

Created by editor02

КАСБ («приобретение», «присвоение»)—термин, обозначающий религиозно-этическую концепцию, сторонники которой, пытаясь занять компромиссную позицию по отношению к доктринам кадаритов и джабритов, характеризовали человеческие действия как «творимые» богом, но «присваиваемые» человеком.

Created by alex01-nw

КАЛА̄М — термин, которым в средневековой мусульманской литературе в широком смысле обозначали всякое рассуждение на религиозно-философскую тему (включая рассуждения христианских и иудейских теологов), а в специальном значении — спекулятивную дисциплину (‘илм ал-калам), дающую догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам (таклид).

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.