Казахстан

Total 6 Contents

Казахстан — государство в Центральной Азии. Площадь К., занимающего лесостепные, степные и полупустынные пространства от Волги и Урала до Алтая, — 2,7 млн. кв. км (девятое место в мире). На севере граничит с Западной Сибирью, на юге — с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном.

Created by aamantserev

Исхак-баб — известный в районах гор Каратау (Южный Казахстан) «святой», считающийся основателем рода хваджей Ак-корган. Согласно местной сакральной истории, И.-б. — потомок имама Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.) в пятом колене, прибывший во главе 50-тысячного войска из Сирии в Туркистан для распространения ислама.

Created by aamantserev

Вис-хаджжи (Загиев, ум. в 1973 г.) — чеченский шайх, основатель одного из кадиритских вирдов. Духовным наставником В.-х. был шайх Чиммирза/Чим-мирза. В период депортации (1944–1957) В.-х. жил в казахском селении Атбасар Целиноградской (Акмолинской) области (поэтому известен и как «Атбасарский шайх»). Тогда же вокруг В.-х. сгруппировалась часть муридов Чиммирзы.

Created by aamantserev

Семипалатинск (известный в мусульманских источниках ещё как Семей и Семипулат) — крупнейший суфийский и исламский культурный центр Российской империи на востоке Казахской степи. Мусульманские школы С. привлекали учащихся из обширного ‎региона от Восточной Казахской степи до Западной Сибири, включая ‎Семиречье и Северо-Западный Китай. С. соперничал с крупнейшими ‎исламскими культурными центрами дореволюционной России — ‎Казанью, Оренбургом, Астраханью.‎

Created by aamantserev

Кузи-хваджа б. Хафиз-хваджа (XVIII в.) — религиозный деятель, суфий и основатель мадрасы Халфа в сел. Карнак, расположенном в 24 км к востоку от г. Туркестана в Южном Казахстане. Согласно семейным преданиям, его настоящее имя — Ай-Мухаммад Туркистани, однако он стал известен под прозвищем Кузи («ягнёнок») — Кузи-дамулла.

Created by Nika Budakova

 Гилмани Садуакас/Садвакас (1890–1972) — богослов, руководитель (кази/кадий) подразделения Духовного управления мусульман Средней Азии (САДУМ, 1943–1992) в Казахстане (1952–1972), автор многочисленных трудов. Родился в Северном Казахстане в местности Малтабар Коржынкольской волости (ныне: Ерейментауский р-н Акмолинской обл.).

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.