кадирия

Total 11 Contents

Чечено-Ингушетия — распространенное в русскоязычной литературе название исторической территории проживания чеченцев и ингушей. Общая площадь Ч.-И. — 19,3 кв. км. Численность населения на 1 января 2002 г. составляет: ингушей (по официальным данным) — 466,3 тыс. человек, чеченцев (по экспертным оценкам) — 624,6 тыс. человек.

Created by aamantserev
Северный Кавказ

Северный Кавказ включает в себя такие этнотерриториальные объединения, как (с юго-востока на северо-запад) Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Ставрополье и Краснодарский край. Регион С. К. занимает все северные склоны Большого Кавказа и полностью закрывает пространство между двумя морями — Каспийским и Черным.

Created by aamantserev
Кунта-хаджжи

Кунта-хаджжи, Киши (рубеж XVIII–XIX вв. — 1867 или ок. 1830–1867) — шайх, устаз, проповедник братства (шарика) кадирийа. Родился в селении Инхо (ныне Республика Дагестан), жил в селении Иласхан-Юрт под Гудермесом (ныне Чеченская Республика). Получил духовное образование. Был последователем Гези-хаджжи, накшбандийского шайха из чеченского селения Зандак.

Created by aamantserev

Кисты (кистины, кисти, кити) — этническая группа нахов, проживающая в Панкисском ущелье Ахметского района Республики Грузия. Наиболее раннее упоминание этнонима — в «Армянской географии» Анания Ширакаци (VII в.) (кусты, кистк) и грузинской хронике XIII в. (кишты).

Created by aamantserev

Качаев, Омахан (Ума-хан, первая половина XIX в — 1900) — лакский поэт-мистик. Литературный псевдоним — Дарвиш. Родом из Кумуха (Дагестан), из семьи наследственных военачальников Кази-Кумухского ханства. Прадед К. О., Кача, известен как герой, участвовавший в сопротивлении персидскому завоевателю Надир-шаху (1736–1747).

Created by aamantserev

Вис-хаджжи (Загиев, ум. в 1973 г.) — чеченский шайх, основатель одного из кадиритских вирдов. Духовным наставником В.-х. был шайх Чиммирза/Чим-мирза. В период депортации (1944–1957) В.-х. жил в казахском селении Атбасар Целиноградской (Акмолинской) области (поэтому известен и как «Атбасарский шайх»). Тогда же вокруг В.-х. сгруппировалась часть муридов Чиммирзы.

Created by aamantserev

Батал-хаджжи (1821–1914) — шайх, последователь устаза Кунта-хаджжи, основатель одного из кадиритских вирдов. Родился в ингушском селении Сурхахи/СурхотIе (ныне — Назрановский район Республики Ингушетия), происходил из орстхойского рода Белхороевых. Утверждают, что жена Б.-х. была окружена величайшим уважением, как никакая другая ингушская женщина.

Created by aamantserev

Хани — литературный псевдоним узбекской поэтессы Марйам Мирза-хан (1884–1967), дочери поэта-мистика мирзы ‘Убайдулла(‘Убайд Аллах)-хваджи. Родилась в кишлаке Аимча-какир (недалеко от Куканда). Со стороны отца её предками были известные поэты мирза Каландар Мушриф и мирза Аййуб Бахджат, служившие при дворе кукандских ханов — амира ‘Умар-хана (1810–1822) и Мухаммада ‘Али-хана (1822–1842) — и занимавшие должность библиотекаря, хранителя книг (китабдар).

Created by Nika Budakova

Мухр-и пир-и дастгир (перс.-тадж., «печать Пира-Хранителя») — название ритуальных печатей, появление которых в обрядах мусульман Бухары связано с именем знаменитого суфийя, ханбалитского богослова и проповедника ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани (1077–1166), эпонима суфийского братства кадирийа. Печати представляют собой круглые серебряные или медные пластины с петлевидной или цилиндрической ручкой на тыльной стороне. Диаметр основных пластин 60–64 мм, вес до 44 г.

Created by aamantserev

Мийан Фадл-и Ахмад б. шайх Нийаз-Ахмад б. Му‘ин ад-дин б. мир ‎Сафар-Ахмад (ок. 1735 — между 1815 и 1817 гг., Пешавар) — один из ‎самых влиятельных суфийских шайхов братства накшбандийа-‎муджаддидийа в Мавараннахре и Пешаваре на рубеже XVIII–XIX вв. ‎

Created by aamantserev
  • 1
  • 2
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.