кадимизм

Total 5 Contents

Усул-и джадид (араб.-перс., «новый метод»)— звуковой метод обучения грамоте, давший название (джадидийа) реформаторскому движению на рубеже ХIХ–ХХ вв. среди тюркских мусульманских народов Российского Востока. Движение началось в 80-е гг. в сфере школьного образования введением нового метода обучения грамоте в начальных (мектеб), средних и высших (мадраса) школах.

Created by aamantserev
Усманийа

Усманийа — первое в Башкирии реформированное высшее мусульманское учебное заведение (мадраса), официально открытое в 1887 г. при Первой соборной мечети г. Уфы. Основателем и преподавателем был Хайрулла Усманов (1848–1907) — имам-проповедник (ахун) первого городского прихода. Впоследствии эта мадраса была названа в его честь.

Created by aamantserev
Каргалы

Каргалы — крупнейший комплекс коранических школ в дореволюционном Башкортостане. Первое исламское учебное заведение (мадраса) в Каргалинской слободе (с 1784 г. — Сеитовский посад) возникло при соборной мечети в 1746 г., через год после основания казанскими купцами во главе с Сагитом Хаялиным этого торгового предместья в 18 верстах от г. Оренбурга на берегу р. Каргала. С ростом слободы как одного из значительных российских центров торговли с восточными странами при солидной поддержке мусульманского купеческого капитала там возникли новые мадрасы.

Created by aamantserev

ал-Ислах (ал-Ислох; араб., «улаживание», «примирение», «реформа») — журнал, основанный в январе 1915 г. ташкентскими ‘улама’. Выходил два раза в месяц, объем номеров (от 16 до 32 с.) зависел от количества собранного материала. Основные языки журнала — староузбекский («сартский») и таджикский, шрифт — арабский (точнее, так называемый новочагатайский, или джадидистский).

Created by aamantserev

Кадимизм (от араб. кадим — «старый») — мировоззренческая установка, определённый тип идеологии, татарский вариант «традиционализма», направленный на освящение и сохранение в неизменном виде религиозных и нравственных ценностей, общественного состояния и социальных институтов, формировавшихся в татарском обществе в процессе его исторического развития.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.