Кавказ

Total 30 Contents

ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.

Created by aamantserev

ас-Сугури ‘Абд ар-Рахман б. Ахмад (1792-93–1882) — мусульманский ‎учёный и шайх дагестанской ветви братства накшбандийа-халидийа, ‎один из вдохновителей и участников джихада на Северном Кавказе ‎XIX в. Родился в аварском сел. Согратль союза горских общин ‎Андалал в Среднем Дагестане. ‎

Created by aamantserev

Мюридизм (от араб. мурид — «желающий следовать [суфийскому ‎пути]», «ученик [суфийского шайха]») — принятое в ‎дореволюционной и советской литературе определение ‎мусульманского повстанчества на Северном Кавказе XIX в. Обычно к ‎М. относят массовое религиозное движение, которое привело к ‎созданию Имамата Нагорного Дагестана и Чечни (1828–1859); реже — ‎антироссийское восстание 1877 г. и даже «антисоветский мятеж» 1920–‎‎1921 гг. дагестанского религиозного и политического деятеля Наджм ‎ад-дина Гоцинского (ал-Хуци). ‎

Created by aamantserev

ал-Мухи Дамадан б. Йа‘куб б. Туфа (1650-51 — 1724-25 или 1734) — разносторонний дагестанский учёный и преподаватель, заложивший основы изучения астрономии, математических и медицинских наук в мадрасах Дагестана. Родился в горном аварском сел. Мегеб (ныне: Гунибский р-н Дагестана), происхождение, родственные связи и жизненный путь ал-М. почти неизвестны.

Created by aamantserev

ал-Карахи, Мухаммад-Тахир б. Хучалав б. Мухаммад-Тилав ал-Цулди (1809–1880) — крупный дагестанский историк, правовед, знаток грамматики арабского языка, поэт. Нисба ал-Цулди связана с сел. Цулда (ныне: Чародинский р-н Республики Дагестан), где он родился и где сохранилась могильная плита с указанием даты его смерти; Карах — название группы селений, «общество» (джама‘ат) того же района.

Created by Nika Budakova

Адыгея — республика в составе Российской Федерации. Расположена в северо-западной части Кавказа и занимает левобережье рек Кубани и Лабы (север республики — на Прикубанской низменности, юг — на склонах Большого Кавказа). Территория Адыгеи — 7,8 тыс. км2, население по данным переписи 2002 г. — 447 тыс. человек. В республике проживает более 80 национальностей: 66% населения — русские, 23% — адыгейцы. Ислам у адыгейцев — суннитского толка.

Created by alex01-nw

Каракюре — селение (Докузпаринский р-н Республики Дагестан), в котором находится одна из старейших «пятничных» мечетей — Джум‘а-мечеть. Расположено недалеко от реки Самур, в 5 км от районного центра Усухчай. История селения окутана многочисленными легендами и рассказами, передаваемыми из поколения в поколение. Согласно историческим преданиям, К. образовалось ещё до принятия ислама из семи небольших селений, развалины большинства из них сохранились до наших дней.

Created by Nika Budakova

Калакорейш (араб. Кал‘ат ал-курайш — «Крепость/Цитадель курайшитов») — выдающийся историко-культурный, административный и интеллектуальный центр, столица Кайтага (Хайдак), государственного образования Дагестана, зафиксированного арабскими и местными историками в VII — 2-й половине XIX в. В этом селении (Дахадаевский р-н Республики Дагестан) расположена Джум‘а-мечеть («Пятничная мечеть») — один из самых древних культовых памятников раннесредневекового Дагестана.

Created by Nika Budakova

Имам-зада — общее название всех святых мест на территории ‎Азербайджана, связанных, по легенде, с захоронениями шиитских ‎имамов или их близких родственников, бежавших от преследований ‎властей. ‎

Created by aamantserev

ЗМДП — Закавказские мусульманские духовные правления ‎суннитского и ши‘итского учений, централизованные ‎государственные организации, осуществлявшие шари‘атское ‎правосудие и управлявшие духовными делами мусульман ‎Закавказского края.‎

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.