Ишан

Total 10 Contents

Тукаевы — известная в XIX — начале XX в. среди татар и башкир династия иша- нов — религиозных и общественных деятелей из села Стерлибаш Стерлитамакского уезда Оренбургской (с 1865 г. — Уфимской губернии. Основателем ее стал Ни‘мат Аллах (Нигматулла) б. Биктимер б. Тукай б. ас- Слаучи (1772-1844).

Created by Nika Budakova

Макбара (араб. «кладбище», от кабр — могила; синоним перс. гуристан, от гур — могила)— место захоронения, намогильная постройка, усыпальница, мавзолей. До принятия ислама основная часть населения Средней Азии исповедовала зороастризм, который категорически запрещал погребение человека в землю, дабы тело не оскверняло ее.

Created by Nika Budakova

Дукчи-ишан— прозвище одного из суфийских авторитетов Ферганской долины конца XIX в. Мухаммад-‘Али (Мадали) б. Мухаммад-Сабира. Известен как предводитель Андижанского восстания 1898 г. Родился приблизительно в 1850-51 г. в селении Шахидан (под Маргиланом) в семье потомственного изготовителя веретен (дукчи, ийикчи), откуда и произошло его прозвище. В юношестве он сопровождал отца, выезжавшего в Самарканд и Бухару, где был отдан «в услужение» местным муллам и обучен основам арабской грамматики, чтению Корана и т.п. Примерно в 15-16-летнем возрасте стал муридом накшбандийского шайха Султан-хан-тура в селении Таджик (около Маргилана). Сам Д.-и. писал, что в 26 лет он получил иршад от своего пира.

Created by Nika Budakova

Башкирия — территория Предуралья и склонов гор Южного Урала, коренное население которой представляют башкиры (самоназвание — башкорт). Площадь Б.— 143,6 тыс. кв. км, наседение— 3 млн. 964тыс. человек (1989 г.), из них собственно башкиры — 936 тыс.

Created by aamantserev

Абызы (абыз, абыз-ага, вероятно от араб. хафиз — «знающий Коран наизусть») — участники широкого общественно-религиозного движения среди татар в ХVI–XVIII вв. А. выступали за сохранение исламских традиций и образования в условиях изолированных сельских мусульманских общин. Движение не представляло собой единой централизованной силы, было связано с «народным исламом» и ориентировано прежде всего на максимальную изоляцию от официальных властей. В идеологии движения доминировало представление об имаме, как автономно избираемом главе мусульманской общины.

Created by Nika Budakova

Маддах (араб., «восхваляющий в стихах», «панегирист», ‎‎«рассказчик») — исполнитель народных сказаний и легенд, ‎повествующих о царях и исламских героях, рассказчик легендарных ‎биографий среднеазиатских религиозных авторитетов, в первую ‎очередь суфийев. Это профессиональные проповедники ислама, ‎осуществлявшие миссионерскую деятельность посредством исполнения ‎художественных текстов.

Created by aamantserev

Ак ишан (туркм. «Белый ишан») — одно из наиболее известных и посещаемых святых мест Южного Туркменистана в 140 км к западу от Ашхабада.

Created by alex01-nw

‘Азиз-хваджа б. мулла Мухаммад-Наби-хваджа, ишан по прозвищу Хазрат-и Пир (1888–1976) — накшбандийский шайх из влиятельного рода саййидов Марва/Мерва, после смерти почитаемый святым (вали/валий).

Created by alex01-nw

ВАЛӢ (мн. ч. аулӣйа̄’)— «святой». В Коране термин вали по отношению к Аллаху и Пророку означал, по-видимому, «покровитель», к людям — «находящийся под покровительством (Аллаха)».

Created by admin3
Абд ар-Рахман-джан

‘Абд ар-Рахман-джан аулийа’, ишан саййид б. ишан Парса-хваджа (1920–12.07.1991) – ключевая фигура в истории хваджаган-накшбандийа на территории советского Таджикистана, наставник (муршид) многих религиозных и политических деятелей Республики. Почитается здесь как один из крупнейших «святых» (аулийа’) ХХ столетия, представляя для последователей идеальное воплощение «национального таджикского святого».

Created by admin
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.