История

Total 171 Contents

ал-Х̱АВА̄РИДЖ (ед. ч. х̱а̄ридж; «выступающие», «мятежники», «раскольники») — хариджиты, последователи самой ранней в истории ислама религиозно-политической группировки, образовавшейся в ходе борьбы за власть в Халифате между сторонниками ‘Али б. Аби Талиба и Му‘авии. В битве при Сиффине (657 г.) ‘Али согласился на третейский суд, что вызвало неудовольствие в его лагере. Разочаровавшись в ‘Али как в вожде и заявив, что «решение принадлежит только Аллаху», 12 тыс. воинов покинули его лагерь, находившийся во время перемирия под Куфой, и удалились в селение Харура’ (поэтому их сначала называли харуритами).

Created by alex01-nw

Х̣АВА̄РӢ— апостол, сподвижник, помощник. В Аравии до ислама слово X. употреблялось в значении «апостол Иисуса». В этом же значении оно трижды употребляется в поздних мекканских сурах Корана (3:52/45; 5:111; 61:14). В период становления ислама X. стали называть двенадцать наиболее близких сподвижников Мухаммада.

Created by alex01-nw

Х̱АБАР (мн. ч. ах̱ба̄р; «извеcтие», «новость», «рассказ») — предание о словах и действиях Мухаммада (в этом значении синоним хадис, асар). В Коране и хадисах это слово употребляется в, своем обычном смысле — «весть», «сообщение»; уже у ал-Бухари (IX в.) некоторые хадисы обозначаются как ахбар. Сборники шиитских хадисов также называются Ахбар.

Created by alex01-nw

‘УСМА̄Н (Осман) б. ‘Аффа̄н (ок. 575—656) — третий «праведный» халиф. Богатый мекканский купец из рода умаййа (омейя), один из первых последователей Мухаммада, женился на его дочери (ок. 610 г.).

Created by editor02

ат̣-Т̣ӮСӢ, Нас̣ӣр ад-дӣн Абӯ Джа‘фар Мух̣аммад б. Мух̣аммад (1201—1273-74) — философ, естествоиспытатель и религиозно-политический деятель. Он прославился как автор трудов по медицине, физике, математике и особенно астрономии, а также как основатель обсерватории в Мераге. Как философ пользуется большим авторитетом в шиитских кругах.

Created by alex01-nw

Т̣УЛАЙХ̣А (уменьшительное от Т̣алх̣а)—Талха б. Хувайлид, согласно мусульманскому преданию — один из лжепророков, после смерти Мухаммада и в подражание ему объявивших себя пророками и увлекших часть жителей Аравии к временному отпадению от ислама. В исторической действительности — одна из характерных фигур пророческого движения в Аравии VII в., частью которого был и начальный ислам.

Created by alex01-nw

УММ ал-ВАЛАД («мать ребенка») — невольница, родившая сына от своего господина, в отличие от умм ал-ибн («мать сына») — свободной женщины.

Created by editor02

‘УМАР (Омар I) б. ал-Х̮ат̣т̣а̄б ал-Фа̄рӯк̣ (ок. 585—644) — второй «праведный» халиф, выдающийся государственный деятель.

Created by editor02

ал-‘УЗЗА̄ («могущественная») — древнее аравийское женское божество, в V—VI вв. почитавшееся во многих местах Аравии, в частности в Хиджазе, Хире, Набатее. Возможно, является олицетворением планеты Венера.

Created by editor02

ТАФСӢР ал-К̣У’РА̄Н (или ат-тафсӣр) — комментарий, толкование Корана. Сочинения, связанные с ‘илм ал-Кур’ан ва-т-Т.— наукой о понимании и толковании Корана, сыграли важнейшую роль в становлении мусульманской религиозной доктрины. В специфической форме они отразили основные этапы идеологической и политической борьбы в арабо-мусульманском обществе.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.