История

Total 171 Contents

МАНА̄Т — древнее аравийское женское божество (по прозвищу Тагийа—«владычица», как и ал-Лат), особо почитавшееся в Набатее, Сирии и Хиджазе; видимо, богиня судьбы и смерти.

Created by alex01-nw

МАНА̄РА [(«место, где зажигают огонь», «маяк»); также ми’зана или ма’зана («место, с которого возглашают азан») и саума‘а («келья отшельника»)]— минарет, башня при мечети, с которой возглашают призыв на молитву. Восходит, вероятно, к христианской колокольне.

Created by alex01-nw

МАМЛӮК (мамлюк, «тот, кем владеют») — раб, синоним ‘абд, в отличие от которого никогда не употребляется в переносном значении (как, например, «раб божий»). Первоначально М.— это исключительно приобретенный раб, отличаемый от раба по рождению. В Коране встречается однажды в форме ‘абд мамлук (16:75/77). В хадисах употребляется в сентенциях, призывающих к милостивому отношению к рабам. В праве как особая категория не фигурирует.
Мамлуками называли рабов-воинов, служивших в армии и часто достигавших высоких военных должностей, а с ними порой и свободы.

Created by alex01-nw

МА̄ЛИК б. АНАС ал-Ас̣бах̣и (713—795) — факих, мухаддис, основатель и эпоним маликитского мазхаба. М. составил свод ал-Муватта’, включающий хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада, сгруппированные по определенным правовым темам.

Created by alex01-nw

ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М. явилось протестом против показной набожности и нарочитого соблюдения внешней обрядности, в которых традиционалисты видели образец проявления истинной веры. Отсюда столь значительное внимание к скрупулезным характеристикам понятия лицемерие (рийа’), под которым понимались любование своей «святостью», чрезмерный аскетизм и горделивость, порожденная успехами в аскетизме.

Created by alex01-nw

МА̄Л (мн. ч. амвāл)— собственность, имущество (у оседлых арабов — «деньги», «достояние», у бедуинов — «верблюды», «скот»). По объяснениям средневековых авторов, М. делится на четыре категории: «немой» (драгоценные металлы и деньги), «говорящий» (рабы и скот), товары и недвижимость.

Created by alex01-nw

ИБЛӢС (от греч. δι`αβολος (?); «дьявол», «сатана») — имя ангела, низвергнутого с небес и ставшего врагом Аллаха, сбивающего верующих с верного пути. Другие прозвания — Шайтан (как глава всех злых духов — шайтанов), ‘Адувв Аллах («враг Аллаха») или просто ал-‘Адувв («враг)».

Created by editor02

МАКТАБ (перс., тур. мектеб)—место, где пишут; начальная школа; письменный стол, кабинет, контора, бюро. Как обозначение начальной («коранической») школы термин М. употреблялся как синоним куттаб.

Created by alex01-nw

МАК̣С̣ӮРА («отгороженная») — павильон с резной деревянной решеткой или просто огороженное решеткой место в центральной мечети города рядом с михрабом и минбаром, предназначенные для халифа, правителя или иных высокопоставленных лиц с целью отделить их от толпы. Введение его обычно связывают с Му‘авией (661—680), который хотел обезопасить себя от покушений, нередко предпринимавшихся в тесноте праздничного моления; в конце VII—начале VIII в. М. появляются в столицах крупнейших наместничеств, а затем распространяются по всем соборным мечетям крупных административных центров.

Created by alex01-nw

МАККА — Мекка, священный город мусульман, в котором находится главная мечеть Масджид ал-Харам с ал-Ка‘бой, родина основателя ислама, Мухаммада. Древний культовый центр арабов. Согласно мусульманским легендам — место, где некоторое время жили Адам и Ева, Шис, Ибрахим, Исма‘ил и Хаджар. Одна из священных «заповедных» территорий ислама (ал-харам).

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.