МУТ‘А — временный, договорный брак, заключаемый на определенный срок (от одного дня до 99 лет) с оговоренным содержанием жене вместо махра и вознаграждением при расторжении брака. В доисламской Аравии М. был обычным явлением. В правовом отношении жена в браке М. приравнивается к жене, которой выплачивается махр, т. е. ее дети являются законными, на нее распространяются права и обязанности замужней женщины.
МУЛЛА̄ С̣АДРА̄, С̣адр ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм Шӣра̄зӣ (ок.1572—1640) — иранский богослов, философ и мистик, идеолог шиизма в сефевидском Иране, один из ближайших учеников главы исфаханской школы философов Мир Дамада. Из полемических сочинений М. С. наибольшую известность получили Се асл и Каср ал-аснам ал-джахилийа. Им составлены комментарии к трудам выдающихся предшественников: к аш-Шифа’ Ибн Сины, к Хикмат ал- ишрак ас-Сухраварди, к своду хадисов ал-Кафи фи усул ад-дин ал-Кулини (ум. в 941 г.), а также пространный Тафсир к Корану, который, по существу, является та’вилем. Итогом философских размышлений и трудов М. С. стало его многотомное сочинение Китаб ал-асфар ал-арба‘а ал-‘аклийа. По содержанию к нему примыкает эсхатологический трактат ал-Мабда’ ва-л-ма‘ад, созвучный одноименным сочинениям Ибн Сины и Насир ад-дина ат-Туси и излагающий основные положения метафизики М. С.
МУДЖТАХИД (перс. муджтехид, тур. мюджтехид) — ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам фикха. По традиции, М. считаются все сподвижники Мухаммада и их ближайшие «последователи», через которых последующие поколения получали правовые знания, а также факихи первых веков ислама, сыгравшие важную роль в формировании наук шари‘ата. Последними суннитскими М. высших степеней признаются основатели мазхабов.
В шиитском (имамитском) исламе М.— высший духовный авторитет, призванный на период «сокрытия» имама вести общину «верным путем». Исходя из убеждения, что «врата иджтихада» открыты и что «скрытый» имам через своих посредников продолжает руководить общиной, имамиты признают за М. высоких степеней право давать заключения не только по частным вопросам богословия и права (ал-фуру‘), но и по вопросам догматов вероучения и основ права (ал-усул).
МӢР ДА̄МА̄Д (ум. в 1631-32 г.) — шиитский богослов и философ, основатель исфаханской школы философов. М. Д. написал много работ. Наиболее известные— Китаб ар-раваших ас-самавийа, ар-Рисала ал-хал‘ийа, ал-Джизават (последнее — на персидском языке).
ал-МАХДӢ («ведомый верным путем», «ведомый по пути Аллаха» — фи сабил Аллах) — махди, провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране ал-М. не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах. Первоначально ал-М. отождествляли с Иисусом Христом, который должен возвестить приближение Судного дня. Потом ал-М. стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры.
ИБН БĀБАВАЙХ, аш-Шайх̱ ас̣-С̣адӯк̣ Мух̣аммад б. ‘Алӣ Абӯ Джа‘фар ал-К̣умӣ (ум. в 991 г.) — известный шиитский богослов и факих, признанный знаток шиитских преданий, один из ранних кодификаторов имамитского (джа'фаритского) права.
ан-НУС̣АЙРӢЙА — нусайриты, члены этноконфессиональной мусульманской общины, образовавшейся в X в. в среде «крайних» шиитов Северной Сирии. Более позднее название общины — ал ‘алавийун («сторонники ‘Али»), ‘алавиты.
НӮРБАХ̱ШӢЙА — суфийское братство шиитского толка, выделившееся в начале XV в. из братства кубравийа как его шиитская ветвь. Основатель Н.— саййид Мухаммад б. Мухаммад Нурбахш (1392—1464), по происхождению бахрейнский араб, родился в Кайене (Восточный Иран).
НӮР МУХ̣АММАДӢ («свет Мухаммада») — учение о предсуществовании души пророка Мухаммада в виде плотной светящейся точки, от которой произошли все предопределенные души.
ДЖА‘ФАР ас-С̣А̄ДИК̣, Джа‘фар б. Мух̣аммад Абӯ ‘Абдалла̄х (ок. 700—765) — 6-й имамитский имам, эпоним джа'фаритского (имамитского) правового толка.