джадидизм

Total 25 Contents
Али Каяев

Каяев, Али (1878–1943) — один из крупных мусульманских педагогов и просветителей Дагестана конца XIX — первой половины XX в. Родился в лакском селении Кумух (иначе Гази-Гумук) Лакского округа Дагестана в семье свободного общинника (уздень), по профессии оружейника.

Created by aamantserev
Зия Камали

Камали, Зия (1873—1942) — известный на Российском Востоке мусульманский религиозный и общественный деятель, педагог-реформатор, исламовед. Родился в Уфимской губернии в семье бедного землевладельца. В 1898 г. он был отправлен на учебу в Стамбул, откуда он вскоре перевелся в Каир, в университет ал-Азхар, где стал учеником богослова-реформатора Мухаммада ‘Абду.

Created by aamantserev

ал-Ислах (ал-Ислох; араб., «улаживание», «примирение», «реформа») — журнал, основанный в январе 1915 г. ташкентскими ‘улама’. Выходил два раза в месяц, объем номеров (от 16 до 32 с.) зависел от количества собранного материала. Основные языки журнала — староузбекский («сартский») и таджикский, шрифт — арабский (точнее, так называемый новочагатайский, или джадидистский).

Created by aamantserev
Иске Таш

Иске Таш — казанская мечеть, построенная в 1802 г. на средства купца Г.А.Утямышева в Ново-Татарской слободе. По легенде, мечеть поставлена на месте братской могилы защитников Казани в 1552 г. Могила была обозначена большим старым камнем, сохранявшимся долгие годы и после строительства мечети перед ее восточным фасадом.

Created by aamantserev
Иж-Бобья

Иж-Буби — приходская школа (мадраса) в селе Иж-Бобья (Иж-Бобино, Татарстан), открытая в 1881 г. Габдулгаллямом б. Нигматулла Нигматуллиным (Буби). Новый этап в истории сельской мадрасы начался в 1895 г. и был связан с педагогической деятельностью детей имама — Губайдуллы Буби (1865- 1938), Габдуллы Буби (1871–1922) и Мухлисы Буби (1869–1937).

Created by aamantserev

Восточная Европа. В Европе от Урала до Карпат основной ареал распространения ислама охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, включая степную зону. Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И поныне значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население.

Created by aamantserev
Исмаил-бей Гаспринский

Гаспринский (Гаспралы), Исмаил-бей (1851–1914, Бахчисарай) — татарский общественный деятель и публицист. Родился в деревне Авчи (под Бахчисараем) в семье небогатого дворянина-прапорщика Мустафы-ага. Учился в мадрасе (в Бахчисарае), в гимназии (в Симферополе и в Москве), в кадетском корпусе (в Воронеже).

Created by aamantserev
Медресе Галия

Галийа (араб, ‘алийа — «высшая»)— первое высшее мусульманское учебное заведение (мадраса) университетского типа в Башкирии. Открыто в октябре 1906 г. при Соборной мечети второго прихода г. Уфы по инициативе и под руководством известного педагога и богослова Зии Камали с целью подготовки религиозных и светских руководителей мусульманских общин с высшим образованием.

Created by aamantserev
Галеевская мечеть

Галеевская мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры конца XVIII–XIX в., одна из крупнейших мечетей дореволюционной Казани, сохраняющая стилевые особенности фасадов периода строительства.

Created by aamantserev
Портрет Габаши Хасан-Гата

Габаши, Хасангата (Хасан-‘Ата, 1863–1936) — видный общественный и религиозный деятель, историк, педагог, крупнейший представитель джадидистского движения (усул-и джадид). Родился в семье указного муллы села Малый Сулабаш Казанского уезда (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). Начальное образование получил у деда и отца.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.