Дагестан

Total 43 Contents

ал-Чиркави Са‘ид-афанди (Саид Абдурахманович Ацаев Чиркейский, 1937–2012) — выдающийся суфийский наставник из Дагестана.

Created by alex01-nw

Хаджжи-‘Али ал-Чухи (в русскоязычной литературе известен как Гаджи-Али Чохский) б. ‘Абд ал-Малик-эфенди ан-Нахибаши (4.07.1819–1878?) — дагестанский мусульманский учёный (‘алим), прославившийся прежде всего как историограф имама Шамиля. Его хроника остаётся одним из главных источников по истории мусульманского сопротивления горцев Дагестана и Чечни Российской империи.

Created by aamantserev

ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.

Created by aamantserev

ас-Сугури ‘Абд ар-Рахман б. Ахмад (1792-93–1882) — мусульманский ‎учёный и шайх дагестанской ветви братства накшбандийа-халидийа, ‎один из вдохновителей и участников джихада на Северном Кавказе ‎XIX в. Родился в аварском сел. Согратль союза горских общин ‎Андалал в Среднем Дагестане. ‎

Created by aamantserev

Мюридизм (от араб. мурид — «желающий следовать [суфийскому ‎пути]», «ученик [суфийского шайха]») — принятое в ‎дореволюционной и советской литературе определение ‎мусульманского повстанчества на Северном Кавказе XIX в. Обычно к ‎М. относят массовое религиозное движение, которое привело к ‎созданию Имамата Нагорного Дагестана и Чечни (1828–1859); реже — ‎антироссийское восстание 1877 г. и даже «антисоветский мятеж» 1920–‎‎1921 гг. дагестанского религиозного и политического деятеля Наджм ‎ад-дина Гоцинского (ал-Хуци). ‎

Created by aamantserev

ал-Мухи Дамадан б. Йа‘куб б. Туфа (1650-51 — 1724-25 или 1734) — разносторонний дагестанский учёный и преподаватель, заложивший основы изучения астрономии, математических и медицинских наук в мадрасах Дагестана. Родился в горном аварском сел. Мегеб (ныне: Гунибский р-н Дагестана), происхождение, родственные связи и жизненный путь ал-М. почти неизвестны.

Created by aamantserev

ал-Алмали ал-Ширвани ал-Дагистани, Махмуд б. Мухаммад б. Садик б. Мустафа (1810-11–1877) — шайх суфийского братства накшбандийа-халидийа и эпоним его дагестанской ветви махмудийа.

Created by alex01-nw

ал-Карахи, Мухаммад-Тахир б. Хучалав б. Мухаммад-Тилав ал-Цулди (1809–1880) — крупный дагестанский историк, правовед, знаток грамматики арабского языка, поэт. Нисба ал-Цулди связана с сел. Цулда (ныне: Чародинский р-н Республики Дагестан), где он родился и где сохранилась могильная плита с указанием даты его смерти; Карах — название группы селений, «общество» (джама‘ат) того же района.

Created by Nika Budakova

Ишкиль — право ‎истца захватить движимое имущество (мулк) односельчан обидчика ‎либо удерживать в заложниках их самих, пока ответчик не вернёт ‎просроченный долг или не удовлетворит истца исполнением иного ‎рода обязательств. ‎

Created by aamantserev

Каракюре — селение (Докузпаринский р-н Республики Дагестан), в котором находится одна из старейших «пятничных» мечетей — Джум‘а-мечеть. Расположено недалеко от реки Самур, в 5 км от районного центра Усухчай. История селения окутана многочисленными легендами и рассказами, передаваемыми из поколения в поколение. Согласно историческим преданиям, К. образовалось ещё до принятия ислама из семи небольших селений, развалины большинства из них сохранились до наших дней.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.