Бухара

Total 42 Contents

Порадуз, хваджа (перс. «господин починщик обуви») — прозвание (по профессии) бухарского суфия Мухаммада б. Ахмада Абу Бакра ал-Искафа (сапожник; ум. в 925-26 г.). Об общественном признании хваджи П. в Бухаре свидетельствуют бухарские хроники, называющие его «предводителем (бузургвар) веры», «великим имамом», «ученым» (‘алим), «законоведом-практиком» (‘амил).

Created by Nika Budakova
Намазгах Бухары

Намазгах Бухары находится близ южной окраины города, к югу от ворот Намазгах, в стене позднесредневековой Бухары. Древнейшая часть сооружения возведена в 1119-20 г. (513 г.х.), когда по распоряжению караханидского правителя Мавараннахра Арслан-хана Мухаммада б. Сулаймана были устроены михраб, минбар и возвышения для мукаббиров.

Created by aamantserev
Вход в комплекс Кыз-Биби

Кыз-Биби («Дева»), или Огои (Ага-йи) Бузург («Великая госпожа»), — женская суфийская ханака, расположенная в Джондорском районе Бухарской области (Республика Узбекистан), в 30 км к западу от Бухары. Площадь около 0,5 га, основной вход — с юга, строительный материал — жженый кирпич. Ансамбль зданий, возведенных в основном на протяжении XIX в., располагается вокруг четырех дворов.

Created by aamantserev

Ляби (Лаб-и) Хауз — один из крупнейших архитектурных ансамблей (ХVI-ХVII вв.) Бухары, расположенный в восточной части Хисар-и нау, или Хисар-и бирун (Нового города), и вытянутый в широтном направлении вдоль торговых улиц. Композиционным центром является большой хауз, по сторонам которого— две мадрасы и ханака, возведенные из жженого кирпича.

Created by Nika Budakova

ал-Калабади (или ал-Калабази), Мухаммад б. Исхак Абу Бакр ал-Бухари (ум. в 990 или 995 г.) — ханафитский факих, автор одного из самых известных ранних трудов по мистицизму как системе на арабском языке. Родился и жил в Калабаде (квартал Бухары), умер, видимо, в Бухаре.

Created by aamantserev
Гул-и сорх

Гул-и сурх (перс.-тадж., «красный цветок», «красная роза») — доисламский (древнеиранский) праздник, который отмечается в Средней Азии и поныне. Он празднуется примерно через десять дней после Науруза и приходится на время бурного цветения тюльпанов, красных маков и роз.

Created by aamantserev

ал-Гидждувани (ал-Гудждувани), хваджа ‘Абд ал-Халик б. ‘Абд ал-Джалил (ум. в 1180 или 1220 г.) — основатель, согласно устойчивой традиции («первый в силсиле»), самостоятельной школы мистицизма в Мавараннахре, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой впоследствии практически полностью воспринял основатель братства накшбандийа, или накшбандийа-хваджаган, Баха’ ад-дин Мухаммад Накшбанд (1318–1389).

Created by aamantserev

ал-Бухари, Мухаммад б. Исма‘ил ал-Джу‘фи (810–870) — выдающийся мусульманский ученый-мухаддис, комментатор Корана, автор одного из четырех «канонических» сборников суннитских преданий ал-Джами‘ ас-сахих. Родился в Бухаре в персидской семье, предки были зороастрийцами.

Created by aamantserev

Хауз-и нау («Новый водоём») — архитектурный ансамбль в Бухаре на территории Хисар-и нау, в районе Джуйбара, в конце Хийабана. Название квартала (гузар) в XVI в. — ‘Абд ал-‘Азиз-хан, более позднее, сохранявшееся до 20-х гг. ХХ в., — Хауз-и нау.
Ансамбль состоит из трёх разновременных сооружений: мечети, мадрасы и водоёма (хауз). Основной строительный материал — жжёный кирпич.

Created by Nika Budakova

Нийаз-кули ат-Туркмани, халифá, б. Балта-Мухаммад ас-Суфи ал-Халаджи ал-Хурасани ал-Бухари (ум. в 1820-21 г.) — один из видных учёных и суфийских наставников братства накшбандийа-муджаддидийа в Бухаре на рубеже XVIII–XIX вв. Родом из местности Лаббан, из племени ир-сари, носил почётные прозвища Пир-и дастгир («Наставник-хранитель») и ад-Дарвиш аш-шараф («Благородный дарвиш»).

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.