богословие

Total 19 Contents

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

Created by svbs

Пророка (да благословит Аллах его и род его!) следует признать первым комментатором Священного Корана, независимо от того, насколько доступен и понятен был комментарий в эпоху Мухаммада. Несомненно, некоторые высказывания и действия этого благочестивого мужа соотносились с кораническими айатами, способствуя бо­лее глубокому их пониманию. Некоторые пророческие хадисы являются очевидными комментариями того или иного коранического айа­та: так, например, в одном предании говорится, что в коранической фразе «…читают его достойным чтением…» 2:121) подразумевается, что «они следуют Писанию, как это и подобает» . Иногда сообщается о том, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) говорил то, что его слушатели или поздние комментаторы считали комментарием к Корану.

Created by svbs
Ризаэтдин Фахредтинов

Фахретдинов, Ризаэтдин (Рида’ ад-дин б. Фахр ад-дин б. Сайф ад-дин, 1859–1936), — известный татаро-башкирский религиозный и общественный деятель, богослов, историк, писатель и журналист. Родился в Самарской губернии в семье муллы.

Created by aamantserev

Мухаммад Парса, хваджа Мухаммад б. Мухаммад б. Махмуд Шамс ад-дин ал-Хафизи ал-Бухари (ум. в 1420 г.)— известный богослов-ханафит и идеолог братства накшбандийа. Родился (точная дата неизвестна: называют 1345, 1348 и 1355 гг.) в бухарской семье ханафитских богословов, одним из его предков был Хафиз ад-дин ал-Кабир ал-Бухари.

Created by Nika Budakova

ал-Курсави, ‘Абд ан-Насир б. Ибрахим Абу-н-Наср ал-Булгари (1776-77–1812) — известный татарский богослов и правовед, одна из самых спорных фигур мусульманской науки Волго-Уральского региона. Родился в деревне Курса (Татарстан). Его часто называли "еретиком" за его "фундаменталисткие" взгляды. В плане истории ислама ал-К. представлял идеи возвращения к Корану и сунне.

Created by aamantserev

ал-Марджани, Шихаб ад-дин Харун б. Баха’ ад-дин б. Субхан б. ‘Абд ал-Карим, известный в русскоязычной литературе как Шигабуддин Марджани (1818-1889), — видный татарский правовед, богослов и историк, «властитель дум» российских мусульман XIX в. Родился в селении (авыл) Ябынчи (близ селения Марджан).

Created by Nika Budakova

ал-Каффал (араб., «изготовитель замков»), Мухаммад б. ‘Али Абу Бакр ал-Каффал ал-Кабир аш-Шаши (904–976, Шаша, совр. Ташкент) — известный теолог, факих, мухаддис, с именем которого шафи‘итская традиция связывает распространение шафи‘итского мазхаба в Мавараннахре.

Created by aamantserev

ал-Касани, ‘Ала’ ад-дин Абу Бакр б. Мас‘уд б. Ахмад (1110–1191) — один из крупнейших мавараннахрских факихов-ханафитов своей эпохи. Родился в г. Касан (северная часть Ферганской долины), учась в Самарканде, написал комментарий к сочинению своего учителя. В странах Ближнего Востока данный комментарий был признан одним из лучших сочинений по фикху.

Created by aamantserev
Зия Камали

Камали, Зия (1873—1942) — известный на Российском Востоке мусульманский религиозный и общественный деятель, педагог-реформатор, исламовед. Родился в Уфимской губернии в семье бедного землевладельца. В 1898 г. он был отправлен на учебу в Стамбул, откуда он вскоре перевелся в Каир, в университет ал-Азхар, где стал учеником богослова-реформатора Мухаммада ‘Абду.

Created by aamantserev

ал-Калабади (или ал-Калабази), Мухаммад б. Исхак Абу Бакр ал-Бухари (ум. в 990 или 995 г.) — ханафитский факих, автор одного из самых известных ранних трудов по мистицизму как системе на арабском языке. Родился и жил в Калабаде (квартал Бухары), умер, видимо, в Бухаре.

Created by aamantserev
  • 1
  • 2
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.