Башкортостан

Total 16 Contents

Хусаинов (Хусайнов), Мухаммад-джан (Мухамеджан) (1756-1824)— видный религиозный и государственный деятель, председатель (муфтий) ОМДС. Родом из Уфимского уезда (ныне Кармаскалинский район Республики Башкортостан).

Created by Nika Budakova
Мухаммад-‘Али Чукури

ал-Чукури, Мухаммад-‘Али б. ‘Абд ас-Салих б. ‘Абдул (‘Абд Аллах) (башкир. Гали Сокорой, татар. Чокрый, араб. ал-Гари, 1826–1889) — башкирский суфий, поэт и региональный историк. Ал-Ч. относил себя к башкирскому племени иректе, вел свою родословную от некоего Майки-бия, бывшего на службе у Чингиз-хана, входил в духовно-преемственную цепь братства накшбандийа-муджаддидийа.

Created by aamantserev
Усманов Хайрулла

Усманов, Хайрулла (Хайр Аллах б. Усман б. Тимербулат ал-Уфави, 1848–1907) — известный в Урало-Поволжском регионе религиозный деятель и педагог-просветитель.

Created by aamantserev
Усманийа

Усманийа — первое в Башкирии реформированное высшее мусульманское учебное заведение (мадраса), официально открытое в 1887 г. при Первой соборной мечети г. Уфы. Основателем и преподавателем был Хайрулла Усманов (1848–1907) — имам-проповедник (ахун) первого городского прихода. Впоследствии эта мадраса была названа в его честь.

Created by aamantserev

Сулейманов, Габдулвахид (‘Абд ал- Вахид, 1786–1862, Уфа) — религиозно-политический деятель, муфтий ОМДС. Родился в Стерлитамакском уезде Уфимского наместничества. Высшее религиозное образование получил в мадрасе селения Каргалы (Сеитовский посад) Оренбургского уезда.

Created by aamantserev
Стерлитамакская мадраса

Стерлитамак — город, где находилась Стерлитамакская мадраса — известное мусульманское учебное заведение в дореволюционном Башкортостане. Точная дата открытия неизвестна. Действовала при Второй соборной мечети г. Стерлитамака (Уфимская губерния). С. м. закрылась в первые годы советской власти.

Created by aamantserev

Стерлибашево — село в Башкирии, где находилась Стерлибашевская мадраса — знаменитое мусульманское религиозное учебное заведение дореволюционной России. Открылась в начале XVIII в. (в архивных документах встречается дата 1720 г.) в с. Стерлибаш. Имела целью подготовку руководителей исламских учреждений и общин.

Created by aamantserev

Курбангалиевы — династия ишанов и потомственных мулл, известных с начала XVIII в., большой род аргаяшских башкир. Предок К., Хамит Бурсыкаев (род. в 1737 г.), — первый указной мулла деревни Исмаилова Челябинского уезда. По имени его сына Курмангали (род. в 1780 г.) потомки, расселившиеся вокруг озера Аргаяш, стали называться Курмангалиевы.

Created by aamantserev
Каргалы

Каргалы — крупнейший комплекс коранических школ в дореволюционном Башкортостане. Первое исламское учебное заведение (мадраса) в Каргалинской слободе (с 1784 г. — Сеитовский посад) возникло при соборной мечети в 1746 г., через год после основания казанскими купцами во главе с Сагитом Хаялиным этого торгового предместья в 18 верстах от г. Оренбурга на берегу р. Каргала. С ростом слободы как одного из значительных российских центров торговли с восточными странами при солидной поддержке мусульманского купеческого капитала там возникли новые мадрасы.

Created by aamantserev
Зия Камали

Камали, Зия (1873—1942) — известный на Российском Востоке мусульманский религиозный и общественный деятель, педагог-реформатор, исламовед. Родился в Уфимской губернии в семье бедного землевладельца. В 1898 г. он был отправлен на учебу в Стамбул, откуда он вскоре перевелся в Каир, в университет ал-Азхар, где стал учеником богослова-реформатора Мухаммада ‘Абду.

Created by aamantserev
  • 1
  • 2
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.