МАЗ̣А̄ЛИМ (сокр. от х̣укм ал-маз̣āлим, или наз̣ар ал-маз̣āлим — рассмотрение незаконных действий) — рассмотрение жалоб на несправедливость, производимое главой государства или его уполномоченным, апелляционный суд. Порядок М. в исламе восходит к доисламским обычаям межплеменных и внутриплеменных разборов жалоб на несправедливый суд.
МАДЖЛИС (мн. ч. маджāлис) — место сидения; сиденье, седалище, в предметном значении; место заседания, собрания; помещение для занятий (в мечети, мадраса и т. п.); аудитория; урок, лекция; запись урока, лекции; прием, аудиенция; приемный зал; заседание, собрание, встреча, компания. В Турции и Иране нового времени М. стал означать представительное учреждение (парламент, палата, совет); в таком же значении употребляется в ряде арабских и мусульманских стран и в настоящее время.
ал-Х̣АРА̄ДЖ— харадж, поземельный налог. Первоначально означал всякий налог и дань с покоренных и употреблялся как синоним джизии, особенно в тех случаях, когда дело касалось не налогов, собираемых в центре Халифата, а даней, поступавших по договорам и сбор которых производился вассальными правителями, когда действительно нельзя было отличить поземельный налог от подушной подати.
ЗАМЗАМ — священный колодец на территории ал-Масджид ал-Харам. Воде Замзама приписываются разнообразные свойства: она излечивает болезни, утоляет чувство голода и т. д.
ал-ДЖА̄ХИЛӢЙА («неведение») — эпоха язычества, обозначение времени до ислама и религиозного состояния жителей Аравии до появления Мухаммада.
А̄ДАМ (библ. Адам) — имя первого человека, сотворенного Аллахом, согласно Корану, из праха и «звучащей глины» в качестве своего «заместителя» (халифа) на земле. Адама называют также Абу-л-башар («отец человечества»).
ал-ВАХХА̄БӢЙА — ваххабиты, сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба.
ВАС̱АН (от южноарав. вc̱н — «межевой столб», «идол») — одно из основных обозначений языческих объектов поклонения в доисламской Аравии.
БИЛК̣ӢС̣ — персонаж мусульманских преданий, имя упоминаемой в Коране царицы Сабы, соответствующей библейской царице Савской.
АС̣Х̣А̄Б ал-УХДӮД («люди рва») — кораническое выражение. «Убиты будут владетели рва, огня, обладающего искрами. Вот они сидят над ним и созерцают то, что творят с верующими» (К. 85:4—7). Обычно это место толкуют как отражение казней христиан йеменского города Наджрана в 513 г. н. э.