Аравия

Total 58 Contents

МУС̣АЛЛА̄ («место моления»; тадж:.-перс, намазгах, намазгох) — первоначально синоним масджид, затем — место, где проводятся общая молитва в праздники розговенья (‘ид ал-фитр) и жертвоприношения (‘ид ал-адха, курбан-байрам). В арабских странах и Иране после XVI в. традиция моления в М. постепенно угасает, в Средней Азии (Бухара) существовала до начала XX в.

Created by alex01-nw

МУСАЙЛИМА (уничижительное от Macлама) — в мусульманском предании — один из лжепророков, выступивших после смерти Мухаммада в Аравии, подражавших ему и временно отколовших от ислама часть принявших его жителей Аравии. В действительности — одна из самых ярких фигур пророческого движения в Аравии VII в., один из проповедников идей, близких к тем, с которых начинал свою проповедь Мухаммад.

Created by alex01-nw

ИБРА̄ХӢМ—коранический персонаж, пророк, первый проповедник единобожия, общий предок арабов и евреев, библейский Авраам.

Created by editor02

МУ‘А̄ВИЙА б. Абӣ Суфйа̄н (ок. 605—680) — первый омейядский халиф (661—680). После убийства ‘Усмана (656 г.) М. отказался признать ‘Али халифом, обвинив его в пособничестве убийцам. После убийства ‘Али М. добился отказа сына ‘Али, ал-Хасана, от притязаний на власть за огромную компенсацию и быстро распространил свою власть на весь Халифат.

Created by alex01-nw

МАХ̣МАЛ (михмал, махмил) — в широком значении — установленный на верблюде паланкин, в котором перевозили богатых путников, обычно женщин. М. аш-шариф, или просто М.,— богато украшенный пустой паланкин, символ политического покровительства над святыми местами — Меккой и Мединой (ал-Хараман).

Created by alex01-nw

МАУЛА̄ (мавля; мн. ч. мавāлӣ) — 1) покровитель, заступник, господин (в Коране об Аллахе: 3:150/143; 8:40/41 и др.; обычно в форме маулана — «господин наш»); 2) покровительствуемый, чаще всего вольноотпущенник, который после освобождения сохранял узы определенной зависимости от хозяина или его наследников. После мусульманских завоеваний М. стали называть неарабское население покоренных областей, считавшееся как бы находящимся под покровительством завоевателей.

Created by alex01-nw

МАСДЖИД (мн. ч. масāджид; «место, где совершают земные поклоны»)—мечеть, молитвенное здание ислама. Вероятно, восходит к арамейско-набатейскому масгита (с тем же значением), т. к. Мухаммад сначала называл М. все храмы единобожников.

Created by alex01-nw

МАНА̄Т — древнее аравийское женское божество (по прозвищу Тагийа—«владычица», как и ал-Лат), особо почитавшееся в Набатее, Сирии и Хиджазе; видимо, богиня судьбы и смерти.

Created by alex01-nw

МАНА̄РА [(«место, где зажигают огонь», «маяк»); также ми’зана или ма’зана («место, с которого возглашают азан») и саума‘а («келья отшельника»)]— минарет, башня при мечети, с которой возглашают призыв на молитву. Восходит, вероятно, к христианской колокольне.

Created by alex01-nw

ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.