ХӮД — коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к народу ‘ад, жившему в области ал-Ахкаф в Аравии.
ХУБАЛ — древнее аравийское божество, покровитель объединения кинана и их оседлой ветви — курайшитов и города Мекки.
ХА̄РӮТ к МА̄РӮТ—имена двух ангелов, заточенных за грехи в темницу в Вавилоне. Они упомянуты в Коране как знатоки магии (сихр), обучающие ей людей, но предостерегающие их от последствий ее употребления.
Х̣АНӢФ — благочестивый человек, исповедующий правильное единобожие. Согласно мусульманскому преданию, этим термином в доисламской Аравии называли людей, отвергавших поклонение племенным идолам, аскетов, соблюдавших ритуальную чистоту, веривших в единого бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям.
ШАЙА̄Т̣ӢН (мн. Ч. от шайт̣ан) — шайтаны, категория злых духов, враждебных Аллаху и людям, обреченных вместе со своим господином— Иблисом аш-Шайтаном на адские муки после Дня суда. Ш.— главное орудие Иблиса для совращения людей, они отвлекают их от благочестивых дел и подбивают на греховные поступки.
ал-Х̣АЛЛА̄ДЖ, Абӯ-л-Мугӣс̱ ал-Х̣усайн б. Манс̣ӯр (ок. 858—922) — выдающийся суфий, казненный за свои проповеди.
Х̱АЛӢФА — 1. Халиф, глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха. 2. В суфизме преемник основателя братства или руководителя ветви.
Х̣А̄Л (мн. ч. ах̣ва̄л; или х̣а̄ла, мн. ч. х̣а̄ла̄т) — состояние вещи, человека, бога и т. д. В суфийской «психологии» X.— состояние, посещающее мистика «на пути» к богу помимо его воли и независимо от степени совершенства, достигнутой им в познании божества (ма‘рифа) и в аскетической практике (му‘амалат).
Х̣АК̣К̣ («подлинный», «истинный»; «истина») — термин, которым обозначалось соответствие действительности высказыванию, мысли о ней, тогда как соответствие высказывания, мысли действительности обозначалось термином сидк. С определенным артиклем ал- слово X. обозначало Аллаха.
ФИР‘АУН — коранический персонаж, Фараон, имя царя Египта, к которому Аллах послал проповедовать Мусу.