А̄ДАМ (библ. Адам) — имя первого человека, сотворенного Аллахом, согласно Корану, из праха и «звучащей глины» в качестве своего «заместителя» (халифа) на земле. Адама называют также Абу-л-башар («отец человечества»).
ал-ГАЙБ (от корня ГЙБ — «отсутствовать», «быть скрытым, невидимым») — сокровенное, непостижимая божественная тайна, знание, доступное только богу.
ВАХ̣Й («внушение», «откровение») — божественное откровение.
ВАХ̣ДАТ аш-ШУХӮД (перс. вахдат-и шухуд; «единство свидетельства», «единство созерцания») — суфийский термин, прилагавшийся к полярным по своему содержанию мистико-философским учениям.
ВАХ̣ДАТ ал-ВУДЖӮД («единство и единственность бытия») — термин, которым принято называть учение Ибн ‘Араби, хотя сам он его не употреблял.
БАРС̣ӢС̣А̄ (вар. Барс̣ӣс̣) — персонаж мусульманских преданий, имя человека, упомянутого в Коране, которого совратил Иблис совершить грех.
БАРАКА — благословение. В Коране несколько производных от корня БРК. Сам же термин Б. употребляется только в форме мн. ч.— баракат (см. 7:96/94; 11:48/50, 73/76). Источником барака, по Корану, является Аллах, который может отмечать им пророков (‘Иса—19:33/32, Муса—27:8, Ибрахим, Исхак—37:113) и их близких (11:48/50, 76/73). «Благословенны» плодородные и богатые земли, даруемые пророкам и их «народам» (21:71, 23:29/30 и др.).
ал-АСМА̄’ ал-Х̣УСНА̄ («прекрасные имена») — имена-эпитеты, которыми Коран приказывает называть Аллаха.
АЛЛА̄Х (видимо, от ал-илах— «божество») — имя Бога. Аллах в исламе — единый и единственный бог, творец мира и господин Судного дня, пославший к людям Мухаммада в качестве своего посланника.
А̄ЙА (мн. ч. а̄йа̄т; «знак», «чудо»; по-русски употребляется в форме айат) — наименьший выделяемый отрывок коранического текста, «стих» Корана. Исходное значение термина айа в Коране — «чудо», «знамение» (см., например, 33:34; 3:48/43). В этом значении термин айа стал передавать и один из аспектов понятия «откровение» наряду с терминами сура, ал-кур’ан, ал-хадис, ал-китаб и др.