ӢМА̄Н (от глагола амана в значении «верить», «уверовать») — вера, неотъемлемая часть мусульманской религии (дин).
ал-ИМА̄МА — имамат, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сливаются власть светская и власть духовная.
МУХ̣АММАД (Мухаммед, Магомет), Ах̣мад б. ‘Абд Алла̄х (ок. 570—632) из рода хашим родо-племенной группы курайш — основатель религии ислама и первой общины мусульман. По представлениям мусульман — пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.
ИМА̄М (мн. ч. а’имма; от глагола амма — «стоять впереди», «руководить чем-либо», «предводительствовать») — предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. В повседневной жизни И. называют руководителя общей молитвой в мечети.
МУХА̄ДЖИР («совершивший хиджру») — мусульманин, переселившийся вслед за Мухаммадом в Медину до завоевания им Мекки. Число М. в первые годы — около сотни взрослых мужчин, в сражении при Бадре участвовало ок. 70 чел. Они составили элиту мусульманской общины. В заслугу им ставилось то, что ради веры они порвали узы родства и, оставив дома и имущество, последовали за вероучителем.
ал-МУ‘ТАЗИЛА («обособившиеся», «отделившиеся»)— му‘тазилиты, представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. ‘Ата’ (ум. в 748 г.) и ‘Амра б. ‘Убайда (ум. в 761 г.).
МӮСА̄—коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, которому было ниспослано Писание (ат-Таура, Китаб, сухуф, фуркан), библейский Моисей. М. пошел к увиденному огню и оказался лицом к лицу с Аллахом, явившемся ему в огненном кусте. Аллах объявил, что посылает его своим посланником к Фир‘ауну и его народу проповедовать единобожие. М. боялся возвращаться в страну, боялся Фир‘ауна, а кроме того, он плохо говорил. Тогда в помощь ему Аллах дал его брата Харуна (библ. Аарон). В качестве доказательства пророческой миссии М. ему были дарованы девять знамений-чудес, в частности посох его превратился в живую змею, цвет кожи его руки, которую он положил за пазуху, стал из темного белым.
МУНКАР и НАКӢР—имена двух ангелов, допрашивающих человека после его смерти в могиле о его вере. Верующих мусульман они оставляют в покое, грешников и неверующих подвергают наказаниям (‘азаб ал-кабр), предваряющим их наказание в джаханнаме.
МУ’МИН — верующий, правоверный. В Коране слово М. употребляется пять раз: как эпитет Аллаха и как особый термин для названия верующего, отражающий внутренний, нравственный аспект веры (иман).
МУЛЛА̄ С̣АДРА̄, С̣адр ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм Шӣра̄зӣ (ок.1572—1640) — иранский богослов, философ и мистик, идеолог шиизма в сефевидском Иране, один из ближайших учеников главы исфаханской школы философов Мир Дамада. Из полемических сочинений М. С. наибольшую известность получили Се асл и Каср ал-аснам ал-джахилийа. Им составлены комментарии к трудам выдающихся предшественников: к аш-Шифа’ Ибн Сины, к Хикмат ал- ишрак ас-Сухраварди, к своду хадисов ал-Кафи фи усул ад-дин ал-Кулини (ум. в 941 г.), а также пространный Тафсир к Корану, который, по существу, является та’вилем. Итогом философских размышлений и трудов М. С. стало его многотомное сочинение Китаб ал-асфар ал-арба‘а ал-‘аклийа. По содержанию к нему примыкает эсхатологический трактат ал-Мабда’ ва-л-ма‘ад, созвучный одноименным сочинениям Ибн Сины и Насир ад-дина ат-Туси и излагающий основные положения метафизики М. С.