ал-КУБРА̄, Наджм ад-дӣн, Шайх̱ Абӯ-л-Джанна̄б Ах̣мад б. ‘Умар (1145—1221) — выдающийся персидский теоретик и практик суфизма, основатель- эпоним суфийского братства кубравийа, полемист-суннит, не скрывавший своих симпатий к роду ‘Али. Свои взгляды ал-К. изложил в ряде трактатов на арабском языке, главные из которых: Фава’их ал-джамал ва фаватих ал-джалал; ал-Усул ал-‘ашара; Рисалат ал-ха’иф ал-ха’им мин лаумат ал-ла’им.
ал-ИС̱НА̄‘АШАРӢЙА (исна‘ашариты—«двунадесятники», «дюжинники») — название шиитов-имамитов, признавших последовательно двенадцать имамов из рода ‘Али б. Аби Талиба.
ал-МУХ̣АРРАМ («запретный») — первый месяц мусульманского календаря. До ислама ал-М.— эпитет к названию первого из двух месяцев сафар, начинавших солнечный год и приходившихся на осень; как показывает само название, он принадлежал к числу «священных» месяцев. Возможно, название ал-М. связано с тем, что до ислама в этот месяц совершался хаджж.
ал-ИМА̄МӢЙА — имамиты, одна из основных ветвей шиитского ислама, «умеренные» шииты, признающие двенадцать имамов (отсюда их другое название — ал-исна‘ашарийа) из рода ‘Али б. Аби Талиба.
ал-ИМА̄МА — имамат, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сливаются власть светская и власть духовная.
МУХ̣АММАД (Мухаммед, Магомет), Ах̣мад б. ‘Абд Алла̄х (ок. 570—632) из рода хашим родо-племенной группы курайш — основатель религии ислама и первой общины мусульман. По представлениям мусульман — пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.
ИМА̄М (мн. ч. а’имма; от глагола амма — «стоять впереди», «руководить чем-либо», «предводительствовать») — предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. В повседневной жизни И. называют руководителя общей молитвой в мечети.
ал-МУРДЖИ’А (от ирджа̄’ — «откладывание», «отсрочивание»)— мурджииты, общее название последователей различных догматических школ, «откладывавших» суждение о состоянии человека в этом мире, ставивших деяния после веры. Согласно ан-Наубахти (ум. в начала X в.), исходным моментом учения ранних М. было «откладывание» суждения о действиях человека. С низложением Омейядов вопрос о политической лояльности к ним отпал и политический аспект учения об ал-ирджа’ утратил свою актуальность. Идея ал-ирджа’ была перенесена исключительно в область догматики. Политическая позиция превратилась в догматическое учение, в котором идея ал-ирджа’ оказалась связанной с определением понятия «вера».
ан-НУС̣АЙРӢЙА — нусайриты, члены этноконфессиональной мусульманской общины, образовавшейся в X в. в среде «крайних» шиитов Северной Сирии. Более позднее название общины — ал ‘алавийун («сторонники ‘Али»), ‘алавиты.
НӮР МУХ̣АММАДӢ («свет Мухаммада») — учение о предсуществовании души пророка Мухаммада в виде плотной светящейся точки, от которой произошли все предопределенные души.