Алиды

Total 33 Contents

Ал-Хади ила-л-Хакк («Ведущий к Истине»; собственное имя – Абу Мухаммад Муса б. Мухаммад ал-‘Аббаси ал-Хашими; ок. 764, Рей – 14.IX.786, ‘Исабад) – 4-й халиф (халифа) из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун, 785 – 786 гг.). Отец – халиф Мухаммад ал-Махди. Мать – ал-Хайзуран, дочь ‘Ата’ (предположительно, уроженца Табаристана – горной части современного остана Мазандеран в Иране), маула джураш – арабского племени в Йемене (откуда прозвище ал-Джурашийа), наложница (джарийа), с 764/5 г. – умм ал-валад, с 776 г. – вольноотпущенница и полноправная жена халифа.

Created by svbs

Шахимардан (Шах-и мардан, Шох-и мардон, перс.-тадж., «Предводитель витязей») — «святое» место на юге Ферганской долины, в одном из ущелий Алайского хребта на высоте 1540–1570 м, местонахождение мифической могилы хазрат ‘Али — четвертого «праведного» халифа ‘Али б. Аби Талиба (ум. от ранения в 661 г.).

Created by aamantserev

Садат-и Тирмиз («термезские саййиды») — клан потомков Пророка, возводящий свою родословную к одному из внуков 4-го шиитского имама Зайн ал-‘абидина ‘Али б. ал-Хусайна — ‘Убайд Аллаху ал-А‘раджу. Внук последнего, ал-Хусайн Абу ‘Абд Аллах, перебрался в Мавераннахр, где его единственный сын, ал-Хасан Абу Мухаммад, был назначен накибом («главой» рода).

Created by aamantserev
Ок-суяк

Ок-суяк (ок-сиёк, ак-сияк — тюрк.-тадж., «белая кость») — обобщенное название для части населения Средней Азии, претендующей на происхождение от мусульманских «святых». В Казахстане к О.-с. принадлежат также потомки Чингиз-хана. К имени представителей сословия О.-с. обычно добавляется приставка-титул хон (хан). О.-с. противопоставляется «черни» (карача, кара-халк).

Created by aamantserev

ал-Исхакийа — исхакиты, одна из ветвей кайсанитов, при знавших имамат сына ‘Али от ханафитки Мухаммада б. ал-Ханафии. После смерти последнего (ум. в Медине в 701 г.) часть кайсанитов стала проповедовать идею «возвращения» в качестве мессии (ал-махди) самого Мухаммада б. ал-Ханафии, другие ожидали прихода мессии из его потомства.

Created by aamantserev

Бурханиддин-Кылыч — историческая личность и одновременно полумифический герой, правитель и суфий. Точное время жизни и настоящее имя не известны.

Created by aamantserev

Халватийа — одно из 12 «материнских» суфийских братств, зародившееся в Азербайджане в XIV в. Сама Х. возникла как ответвление братства сухравардийа.

Created by aamantserev

Мухр-и намаз (перс., «молитвенная печать») — название печати, ‎использовавшейся во время молитвы мусульманами-шиитами ‎Бухары. Это керамическая печать в виде небольшой (37×20 мм) ‎прямоугольной пластины, на лицевой стороне которой в двух ‎фигурных картушах расположены надписи. ‎

Created by aamantserev

ал-Мурджи’а (араб., «откладывающие суждение», синоним асхаб ал-ирджа’) — мурджииты, общее название категории мусульман, обособившихся нейтралистской позицией в оценке борьбы за власть в раннем исламе, позже — ряд догматических школ, идентифицировавших веру (иман) исключительно со словесным признанием (икрар, или тасдик би-л-каул) ислама независимо от поступков (‘амал) человека.

Created by aamantserev

Мубарак-и Вахани (Суфи Мубарак-и Вахани, Мубараккадам Вахани, ‎ум. в 1320/1902-03 г.) — бадахшанский мистик, музыкант, поэт, ‎астроном и астролог.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.