ал-ДЖАБР («принуждение») — термин мусульманской догматики, использовался для характеристики природы происходящих в мире действий, включая человеческие, как детерминированных богом, который выступает в качестве единственного подлинного действователя (см. ал-джабрийа).
ДАХР — век как 1) время, которое жители Аравии в эпоху джахилии отождествляли с роком, судьбой; 2) срок существования мира от его начала до конца (с определенным артиклем — ад-дахр — с данного времени до «конца света»); 3) временная длительность, бесконечная в прошлом и будущем (тожд. перс. зарван, зурван).
Д̣АЛА̄Л (или д̣ала̄ла, мн. ч. д̣ала̄ла̄т) — ложный путь, заблуждение. В этом значении далал около 40 раз употреблено в Коране (см. 6:56; 28:85 и др.) как противопоставление «истине» (ал-хакк), «правильному», «прямому пути» или «руководительству» (ал-худа, ал-хидайа) (см. 10:32/33; 16:36/38 и др.).
ал-ГАЙБА («отсутствие», «невидимое существование») — термин шиитской догматики, обозначающий «скрытое состояние» имама.
БИШР б. ал-МУ‘ТАМИР, Абу Сахл ал-Хила̄лӣ (ум. после 825 г.) — арабский поэт и богослов, глава одной из му‘тазилитских школ в Багдаде.
БИД‘А — новшество, нововведение. Понятие бид‘а не имело четких границ: по поводу одного и того же действия или суждения представители разных догматических школ могли иметь диаметрально противоположные мнения.
ал-БА̄К̣ИЛЛА̄НӢ, Абӯ Бакр Мух̣аммад б. ат̣-Т̣аййиб (ум. в 1013 г.) — видный представитель аш‘аритского калама. Из 52 сочинений ал-Бакиллани сохранились лишь шесть, на основе которых трудно реконструировать его мировоззрение.
ал-АШ‘АРӢЙА — аш‘ариты, название одной из основных школ калама, видными представителями которой были ал-Аш‘ари (IX в.), ал-Бакиллани (IX-Х в.), Ибн Фурак (IX-Х в.), Абу Исхак ал-Исфара'ини (IX-Х в.), ‘Абд ал-Кахир ал-Багдади (IX-Х в.), ал-Джувайни (Х в.), аш-Шахрастани (X-XI в.) и Фахр ад-дин ар-Рази (XI-XII в.).
ал-АШ‘АРӢ, Абӯ-л-Х̣асан ‘Алӣ б. Исма̄‘ӣл (873 — 935)—теолог, эпоним аш‘аритской школы калама.
‘АК̣ӢДА (мн. ч. ‘ак̣а̄’ид) — убеждение, воззрение, «символ веры», кредо. Особый род мусульманской богословской литературы, появившийся в VIII веке, в период активного сложения догматико-правовой системы ислама.