Аббасиды

Total 19 Contents

Ал-Хади ила-л-Хакк («Ведущий к Истине»; собственное имя – Абу Мухаммад Муса б. Мухаммад ал-‘Аббаси ал-Хашими; ок. 764, Рей – 14.IX.786, ‘Исабад) – 4-й халиф (халифа) из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун, 785 – 786 гг.). Отец – халиф Мухаммад ал-Махди. Мать – ал-Хайзуран, дочь ‘Ата’ (предположительно, уроженца Табаристана – горной части современного остана Мазандеран в Иране), маула джураш – арабского племени в Йемене (откуда прозвище ал-Джурашийа), наложница (джарийа), с 764/5 г. – умм ал-валад, с 776 г. – вольноотпущенница и полноправная жена халифа.

Created by svbs

ал-МАНСУР («Победоносный», собственное имя – Абу Джа‘фар ‘Абдаллах ибн Мухаммад; Эль-Хумайма, Заиорданье, между 707 и 713 – Би’р-Маймун, Хиджаз, 18.X.775), 2-й халиф из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун, 754 – 775 гг.). Отец – Мухаммад ибн ‘Али, имам ‘Аббасидов. Мать – Саллама, наложница-берберка.

Created by svbs

АР-РАШИД («Идущий прямым путем»; собственное имя – Абу Джа‘фар Харун б. Мухаммад ал-‘Аббаси ал-Хашими; в русской литературе часто – Гарун-аль-Рашид; 20.III.763 или 15.II.766, Рей – 24.III.809, Тус) – 5-й халиф (халифа) из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун, 786 – 809).

Created by svbs

ал-МА’МУН («Доверенный»; собственное имя – Абу-л-‘Аббас ‘Абдаллах б. Харун ал-‘Аббаси ал-Хашими; Багдад, 14.IX.786 – близ Тарса, Киликия, 9.VIII.833) – 7-й халиф (халифа) из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун; 813 – 833).

Created by svbs

ал-Барамика (Бармакиды, в западной литературе Нового времени – Бармекиды, или Бармесиды) — восточноиранский род, занимавший в конце VIII в. ключевые позиции в системе управления Халифатом (ал-Хилафа).

Created by svbs

Ал-Амин («Верный»; собственное имя – Абу ‘Абдаллах [или Абу Муса] Мухаммад б. Харун ал-‘Аббаси ал-Хашими; IV.787 – 24/25.IX.813, Багдад) – 6-й халиф (халифа) из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун, 809 – 813). Отец – халиф Абу Джа‘фар Харун ар-Рашид. Мать – Зубайда б. Джа‘фар, внучка ал-Мансура.

Created by svbs

ал-Масджид ан-Набави (Масджид ан-Наби – «мечеть Пророка»; официальное название – ал-Харам ан-набави аш-шариф – «Досточтимая пророческая святыня») – крупнейшая мечеть (масджид) Медины (Мадина) и важнейшая...

Created by svbs

ал-Мурджи’а (араб., «откладывающие суждение», синоним асхаб ал-ирджа’) — мурджииты, общее название категории мусульман, обособившихся нейтралистской позицией в оценке борьбы за власть в раннем исламе, позже — ряд догматических школ, идентифицировавших веру (иман) исключительно со словесным признанием (икрар, или тасдик би-л-каул) ислама независимо от поступков (‘амал) человека.

Created by aamantserev

Ахмад Замчи — культовый комплекс близ ворот Фирузи на территории западного предместья сельджукской части Мерва (городище Султан-кала) в Марыйском вилайате Туркменистана.

Created by alex01-nw

ал-К̣АРА̄МИТ̣А (или ал-к̣армат̣ӣйа, ед. ч. ал-к̣армат̣ӣ) — карматы, название последователей одной из двух основных ветвей ранних исма‘илитов —«семеричников» (ас-саб‘ийа, или ал-мубаракийа), участники крупного религиозно-политического движения, потрясшего в конце IX — начале X в. Аббасидский халифат.

Created by alex01-nw
  • 1
  • 2
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.