Религия

Total 321 Contents

ФА̄СИК (синоним джа̄’ир) — нечестивец, недостойный человек, пренебрегающий основными обязанностями (фард), скомпрометировавший себя с позиций мусульманской морали, но не отрекшийся от ислама. Ф. является правоспособным только при распоряжении своим собственным имуществом. Он может также вступать в брак и заключать сделки, но его партнеры и клиенты вправе требовать гарантии сверх обычных, в частности удостоверения всех договоров и сделок свидетелями (шахада).

Created by Nika Budakova

ФАРД̣̣ (мн. ч. фурӯд.; «обязательное»; синоним ваджиб)—поступки и нормы поведения, вмененные человеку в обязанность как религиозные заповеди, в первую очередь ритуальные предписания и соблюдение основных норм благочестия.

Created by Nika Budakova

ФАКӢХ («знающий») — богослов-законовед, знаток богословско-правового комплекса (фикх).

Created by Nika Budakova

ФАКӢР — бедняк; человек, нуждающийся материально или духовно. Противопоставление «бедного» человека—Ф.— «богатому (независимому, ненуждающемуся)» Аллаху встречается в Коране (35:15/16) и стало характерным для мусульманского богословия. С другой стороны, забота о бедняках (фукара’), т. е. социально обделенных, предписывается Кораном, сунной и этиконазидательными сочинениями

Created by Nika Budakova

АЙ’ («возвращение») — все, что мусульмане получают от иноверцев мирным путем: все виды налогов и выморочное имущество. Термин восходит к кораническому выражению «ма афа’а Аллаху ‘ала расулихи минхум» («то, что Аллах возвратил от них Своему посланнику»*, 59:6), которым пояснялось, что добыча, доставшаяся без боя («из-за которой не гнали в бой ни коней, ни верблюдов» *), дарована Мухаммаду (возвращена от недостойных владельцев) и он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.

Created by Nika Budakova

ал-Х̱АД̣ИР (ал-Хидр, Хидр, Хизр, Хадрати Хизр, Ходжа Хидр) — персонаж мусульманских преданий, праведник, один из первых людей, человек, которому дарована вечная жизнь, чтобы поддерживать в людях веру в Аллаха. Один из четырех «бессмертных» мусульманской мифологии наряду с ‘Исой, Илйасом и Идрисом. Ал-Х. пользуется огромной популярностью в бытовом исламе, во многих мусульманских странах есть места поклонения ему, включающие в себя реликты доисламских верований, часто связанных с божествами плодородия.

Created by alex01-nw

ал-Х̣АДЖЖ— хаджж, паломничество в Мекку, один из пяти «столпов» (рукн) ислама. X. обязателен (хотя бы раз в жизни) для мусульман, которые в состоянии совершить его. X. совершается в месяц зу-л-хиджжа принятого Мухаммадом лунного года и состоит из серии обрядов (манасик ал-Х.).

Created by alex01-nw

Х̣АДД («удержание», «пресечение») — наказания, налагаемые за преступления против нравственности и общественного порядка, на которые есть какие-либо указания в Коране и сунне: кощунство, развратные действия, лжесвидетельство, клевета, пьянство, спаивание, азартные игры, нарушение правил торговли, мошенничество и др.

Created by alex01-nw

ал-Х̱АВА̄РИДЖ (ед. ч. х̱а̄ридж; «выступающие», «мятежники», «раскольники») — хариджиты, последователи самой ранней в истории ислама религиозно-политической группировки, образовавшейся в ходе борьбы за власть в Халифате между сторонниками ‘Али б. Аби Талиба и Му‘авии. В битве при Сиффине (657 г.) ‘Али согласился на третейский суд, что вызвало неудовольствие в его лагере. Разочаровавшись в ‘Али как в вожде и заявив, что «решение принадлежит только Аллаху», 12 тыс. воинов покинули его лагерь, находившийся во время перемирия под Куфой, и удалились в селение Харура’ (поэтому их сначала называли харуритами).

Created by alex01-nw

Х̣АВА̄РӢ— апостол, сподвижник, помощник. В Аравии до ислама слово X. употреблялось в значении «апостол Иисуса». В этом же значении оно трижды употребляется в поздних мекканских сурах Корана (3:52/45; 5:111; 61:14). В период становления ислама X. стали называть двенадцать наиболее близких сподвижников Мухаммада.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.