Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской литературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.
II и III столетия хиджры (VIII–IX вв. н. э.) в истории мусульманской науки и религиозных школ и течений были периодом составления сочинений и формирования направлений. В течение этих двух веков, с одной стороны, появились и установились основные существующие до сих пор или существовавшие довольно долгое время богословские и юридические школы, а с другой стороны, теоретические споры, размышление и систематизация в различных областях религиозного знания оформились в устойчивые научные направления.
Пророка (да благословит Аллах его и род его!) следует признать первым комментатором Священного Корана, независимо от того, насколько доступен и понятен был комментарий в эпоху Мухаммада. Несомненно, некоторые высказывания и действия этого благочестивого мужа соотносились с кораническими айатами, способствуя более глубокому их пониманию. Некоторые пророческие хадисы являются очевидными комментариями того или иного коранического айата: так, например, в одном предании говорится, что в коранической фразе «…читают его достойным чтением…» 2:121) подразумевается, что «они следуют Писанию, как это и подобает» . Иногда сообщается о том, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) говорил то, что его слушатели или поздние комментаторы считали комментарием к Корану.
Друзы – конфессия, выделившаяся из исмаʻилизма в фатимидский период; ее приверженцы приняли идею о божественной сущности фатимидского халифа Ал-Хакима Биамриллаха.
Ибн Бабавайх, Абу ал-Хасан ‘Али ибн Хусайн ибн Муса ибн Бабавайх Куми (ум. 941 г.) – факих, шиитский хадисовед, официальное лицо города Кум и его окрестностей.
Таджвид – название отрасли знания в комплексе коранистики и арабистики, с самого начала сопутствовавшей исследованиям в области фонетики арабского языка.
Слово танзил является отглагольным существительным второй породы от корня на-за-ла («нисходить»). Как термин оно обозначает ниспослание Священного Корана, а в более позднее время – его постепенное нисхождение. Также этим словом называется сам Коран.