Топонимы

Total 51 Contents

Дагестан — республика в составе Российской Федерации. Делится на три историкогеографические зоны— Горы, Предгорье и Плоскость. Включает две историко-этнографические области— азербайджано-лезгинский Юг и аваро-даргино-кумыкский Север. По данным республиканского Комитета по делам религий, подавляющее большинство населения составляют мусульмане (599 из 619 зарегистрированных на 1 апреля 2003 г. религиозных объединений и организаций). Религиозные меньшинства представлены христианами (в том числе 12 православных приходов, 8 общин баптистов, 6 — свидетелей Иеговы, по 5— адвентистов седьмого дня и пятидесятников, один католический приход, община старообрядцев, армяногригорианское общество, община евангельских христиан-лютеран) и иудаистами (4 организации).

Created by Nika Budakova
Асан-Елга

Асан-Елга (Кукморский район, Республика Татарстан)— селение, в низинной части которого в ряду уличной жилой застройки расположена мечеть, построенная предположительно в конце XVIII в. народными мастерами.

Created by Nika Budakova

Арчман-ата — одно из связанных с культом природы наиболее посещаемых святых мест Туркменистана. Особую популярность приобрело благодаря соседству курорта Арчман, имевшего в СССР статус общесоюзного. Находится на территории Бахарденского этрата (района), в 120 км западнее Ашхабада.

Created by Nika Budakova

Арслан-баб— 1) «старший святой» историко-культурного региона Туркистан, легендарный учитель хваджи Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166-67 г.); 2) «святое» место у целебного источника возле города Джалалабад в Республике Кыргызстан.

Created by Nika Budakova

Башкирия — территория Предуралья и склонов гор Южного Урала, коренное население которой представляют башкиры (самоназвание — башкорт). Площадь Б.— 143,6 тыс. кв. км, наседение— 3 млн. 964тыс. человек (1989 г.), из них собственно башкиры — 936 тыс.

Created by aamantserev
Стена дербентской крепости. Фото А.К.Аликберова, 1999 г.‎

Баб ал-абваб («Главные ворота»), или сокращенно ал-Баб ‎‎(«Врата»), — арабское название Дербента (перс. Дарбанд — «запор на ‎дверях/воротах») в тот период, когда он находился в составе Арабского ‎халифата (VII–XIII вв.). Однако Б. ал-а., или балад ал-Баб, включал в себя ‎не только собственно город Дербент, но и ‎подвластные ему владения.‎

Created by aamantserev

Нижнекамск (Татарстан) — крупный центр нефтехимической промышленности, расположенный на левом берегу р. Камы, северо-восточнее устья р. Зай.
В 1989–1996 гг. по проекту архитекторов Р.И.Макуева и Ф.Г.Ханова в Н. построена Городская соборная мечеть с Центром культуры и истории булгар и ислама.
Мечеть расположена на площади, окружённой высотной жилой застройкой. Представляет собой первую на территории Татарстана зальную многоминаретную мечеть.

Created by Nika Budakova

Троицк — один из важных мусульманских центров дореволюционной России. Основан в 1744 г. на восточном склоне Южного Урала как крепость в 591 версте к северо-востоку от Оренбурга на левом возвышенном берегу р. Уя (приток р. Тобола) при устье речки Увельки.

Created by alex01-nw

Старые Киишки — деревня, в которой находилась Киишкинская ‎мадраса — известное в Башкортостане повышенное мусульманское ‎учебное заведение. ‎

Created by aamantserev

Смаиль — селение (Балтасинский р-н, Татарстан), в центре которого в январе 1995 г. открыта мечеть. Авторы — инженеры-строители М.Х. и Т.Х.Нижмутдиновы. Фигурную кладку выполнил Р.Газизов, работы по дереву выполнялись под руководством мастера М.Гизатуллина.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.