Религиозные и философские течения

Total 85 Contents

ал-Мурджи’а (араб., «откладывающие суждение», синоним асхаб ал-ирджа’) — мурджииты, общее название категории мусульман, обособившихся нейтралистской позицией в оценке борьбы за власть в раннем исламе, позже — ряд догматических школ, идентифицировавших веру (иман) исключительно со словесным признанием (икрар, или тасдик би-л-каул) ислама независимо от поступков (‘амал) человека.

Created by aamantserev

Кадимизм (от араб. кадим — «старый») — мировоззренческая установка, определённый тип идеологии, татарский вариант «традиционализма», направленный на освящение и сохранение в неизменном виде религиозных и нравственных ценностей, общественного состояния и социальных институтов, формировавшихся в татарском обществе в процессе его исторического развития.

Created by Nika Budakova

Йасавийа — суфийское братство Центральной Азии, названное по имени хваджи Ахмада Йасави и действовавшее с XIII до середины XVIII в. Это название также может с достаточным основанием применяться к более широкой традиции практики и религиозных ритуалов, вдохновлённой наследием Ахмада Йасави и существовавшей вне организационной структуры подлинно суфийского братства. Суфийские общины, которые могут быть классифицированы как йасавийские, в равной мере широко известны под названиями джахрийа (по «громкому» зикру, отличавшему их практику) и, реже, султанийа (по титулу султан ал-‘арифин, закрепленному за Ахмадом Йасави); более раннее обозначение — машайих-и турк («тюркские шайхи») приблизительно соответствует традиции Й., но оно, по-видимому, применялось и к другим группам, которые не могут быть связываемы конкретно с наследием Ахмада Йасави.

Created by Nika Budakova

Евроислам — понятие, отражающее одно из направлений ‎интеллектуальных поисков татарской и европейской интеллигенции ‎по определению места ислама в современном обществе и выявлению ‎принципов его адаптации к ценностям западноевропейской ‎цивилизации.

Created by aamantserev

аш-ШӢ‘А («приверженцы», «партия») — шииты, общее название различных группировок и общин, признавших ‘Али б. Аби Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммада. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников (Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Микдад и др.) выступила за преемство ‘Али, за сохранение верховной власти в «семье Пророка», признав незаконной присягу Абу Бакру. В ходе борьбы за власть в начале второй половины VII в. образовалась религиозно-политическая группировка (аш-ши‘а) сторонников передачи верховной власти ‘Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику Пророка.

Created by Nika Budakova

aш-ША̄ФИ‘ӢЙА—шафи‘иты, последователи мазхаба, основанного на рубеже VIII—IX вв. имамом Мухаммадом аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.). Мазхаб Ш. эклектичен, т. к. сложился под сильнейшим влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности.

Created by Nika Budakova

ал-Х̣УРӮФӢЙА (от х̣урӯф — «буквы») — хуруфиты, шиитская община, основанная суфием Фазлаллахом Астарабади в конце XIV в. Мистическое значение букв (хуруф) — основная отличительная особенность учения X.

Created by alex01-nw

ал-Х̣УЛМА̄НӢЙА — хулманиты, последователи Абу Хулмана ал-Фариси ал-Халаби (ум. в Дамаске ок. 950 г.).

Created by alex01-nw

ал-Х̣АШАВӢЙА (или ахл ал-х̣ашв) — хашвиты (или хашавиты), прозвище мусульманских традиционалистов, проповедовавших антропоморфические взгляды.

Created by alex01-nw

ал-Х̱АТ̣Т̣А̄БӢЙА — хаттабиты, группировка «крайних» шиитов, последователи Абу-л-Хаттаба Мухаммада б. Аби Зайнаба ал-Асади.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.