Хваджаган (мн.ч. от перс. хваджа — «господин») — самоназвание мистико-религиозного течения в Центральной Азии, представлявшего в разное время (кон. XII — кон. XV в.) и с различной степенью централизации совокупность суфийских общин, возводивших цепь духовной преемственности (силсила) к своему основателю — ‘Абд ал-Халику ал-Гидждувани (ум. в 1180 или 1220 г.).
Усул-и джадид (араб.-перс., «новый метод»)— звуковой метод обучения грамоте, давший название (джадидийа) реформаторскому движению на рубеже ХIХ–ХХ вв. среди тюркских мусульманских народов Российского Востока. Движение началось в 80-е гг. в сфере школьного образования введением нового метода обучения грамоте в начальных (мектеб), средних и высших (мадраса) школах.
Накшбандийа — суфийское братство, получившее это название по имени Баха’ ад-дина Накшбанда (1318–1389). Одно из 12 материнских братств, строго суннитское по воззрениям, возводит свою силсилу, с одной стороны, к Абу Бакру (духовная связь с Пророком), а с другой — к ‘Али б. Аби Талибу (физическая свзяь).
Кубравийа — суфийское братство, основанное в начале XIII в. в Хваризме/Хорезме Наджм ад-дином ал-Кубра (1145–1221), одно из 12 материнских братств, придерживавшееся учения «о трезвости» ал-Джунайда ал-Багдади. Являлось традиционно суннитским, однако проалидские симпатии, распространенные среди части членов К., привели в XV в. к образованию двух самостоятельных шиитских братств, выделившихся из К.
Каландарийа (от перс. каландар — «бродячий, нищенствующий дарвиш»; араб. каландарийа, тур. календерийа) — сначала мистико-аскетическое движение, возникшее под воздействием идей аскетической школы маламатийа, затем братство (шарика) бродячих нищенствующих дарвишей. К. со времени зарождения претерпело значительную эволюцию.
‘Ишкийа — суфийское братство, члены которого были активны в Мавараннахре в ХV–ХVII вв. В полемике с последователями Накшбанда наставники ‘И. сформулировали основу и конечную цель Пути своего братства — всепоглощающая любовь к Богу (‘ишк), отвращающая сердце Путника (салик) от всего происходящего вокруг, — следствием которых стал один из основных принципов братства: личный аскетизм шайхов.
Гюлшанийа (гулшанийа) — суфийское братство, основанное Ибрахимом б. Мухаммадом Гюлшани (ал-Гулшани) в Азербайджане во второй половине XV в. в правление династии Ак-Коюнлу и распространившееся впоследствии во всех уголках Османской империи (особенно в Египте).
Ваххабиты Северного Кавказа — общее название сторонников радикально-реформаторского движения в суннитском исламе, сложившегося в регионе в 70-90-е годы XX в. Этимологически и идейно название В. связано с именем Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба (1703–1787), выступившего в Аравии с призывом к возрождению норм первоначального ислама и ставшего эпонимом фундаменталистского толка (араб. ал-ваххабийа).
Халватийа — одно из 12 «материнских» суфийских братств, зародившееся в Азербайджане в XIV в. Сама Х. возникла как ответвление братства сухравардийа.
Мюридизм (от араб. мурид — «желающий следовать [суфийскому пути]», «ученик [суфийского шайха]») — принятое в дореволюционной и советской литературе определение мусульманского повстанчества на Северном Кавказе XIX в. Обычно к М. относят массовое религиозное движение, которое привело к созданию Имамата Нагорного Дагестана и Чечни (1828–1859); реже — антироссийское восстание 1877 г. и даже «антисоветский мятеж» 1920–1921 гг. дагестанского религиозного и политического деятеля Наджм ад-дина Гоцинского (ал-Хуци).